Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-04-05
Аннотация: Настоящее исследование сосредоточено на выявлении когнитивных лакун русской и французской концептосфер посредством анализа языковой репрезентации концепта 8 МАРТА в русских и французских массмедийных текстах в период с 2016 по 2018 года на даты 06, 07, 08 марта. Предметом изучения выступают вербализованные / невербализованные когнитивные признаки концепта при сопоставлении национальных лингвокогнитивных систем. В ходе изучения языкового материала были выделены смысловые особенности вышеуказанного концепта, интерпретируемые в качестве отдельных вербализованных элементов когнитивных единиц соответствующих систем, указывающих на реализованное осмысление Международного женского дня как социально-культурного явления. В рамках исследования применяется когнитивный подход, подтверждающий неразрывную связь языка и мышления при порождении последним языка как ментальной сущности, оказывающей свое обратное воздействие на человеческие познавательные процессы, что проявляется при сопоставлении национальных лингвокогнитивных систем. Также следует отметить использование следующих методов: концептуально-контекстуального, сопоставительного и статистического. Итогом научного эксперимента стало выявление в русской и французской концептосферах некоторых когнитивных лакун, рассматриваемых как отсутствие социально легитимной рефлексии в отношении того или иного когнитивного признака концепта 8 МАРТА при учете конкретной социально-культурной среды. Материалы и выводы работы могут использоваться на занятиях и специальных обучающих курсах по политической лингвистике, языкознанию, социолингвистике, культурологии, лингвострановедению, межкультурной коммуникации, что предполагает непосредственное обращение к социальным проблемам женского российского и французского населения, их обозначение и коллективное и индивидуальное осмысление.
Ключевые слова: КОНЦЕПТЫ; КОНЦЕПТОСФЕРА; ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ; КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД; КОГНИТИВНЫЕ ЛАКУНЫ; ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ; ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК; РУССКИЙ ЯЗЫК
Abstract: The present study is focused on the identification of cognitive lacunas of the Russian and French conceptosphere by analyzing the linguistic representation of the concept 8 MARCH in Russian and French mass media texts in the period from 2016 to 2018 on the dates of March 06, 07, 08. The subject of study is verbalized / non-verbalized cognitive signs of the concept in the comparison of national linguistic and cognitive systems. In the course of studying the language material, the semantic features of the above concept were identified, interpreted as separate verbalized elements of cognitive units of the relevant systems, indicating the realized understanding of International women's day as a socio-cultural phenomenon. The study uses a cognitive approach that confirms the inextricable link between language and thinking in the generation of the latter language as a mental entity that has its opposite effect on human cognitive processes, which is manifested by the comparison of national linguocognitive systems. The following methods should also be noted: conceptual-contextual, comparative and statistical. The results of the scientific experiment were the identification in the Russian and French conceptual spheres of some cognitive lacunas, considered as the lack of socially legitimate reflection in relation to a cognitive feature of the concept 8 MARCH, taking into account the specific socio-cultural environment. The materials and conclusions of the work can be used in classes and special training courses on political linguistics, linguistics, sociolinguistics, cultural studies, linguistics, intercultural communication, which involves direct reference to social problems of the female Russian and French population, their designation and collective and individual understanding.
Key words: CONCEPTS; CONCEPTO-SPHERE; LINGUISTIC REPRESENTATION; COGNITIVE APPROACH; COGNITIVE GAPS; LINGUISTIC CONSCIOUSNESS; FRENCH; RUSSIAN

Для цитирования:

Ткаченко, Ю. Г. Когнитивные лакуны в сознании современных носителей русского и французского языков / Ю. Г. Ткаченко // Филологический класс. – 2018. – №4 (54). – С. 34-40. DOI 10.26710/fk18-04-05 .

For citation

Tkachenko, Y. G. Cognitive Lacunas in the Consciousness of Contemporary Native Russian and French Speakers / Y. G. Tkachenko // Philological Class. – 2018. – №4 (54). – P. 34-40. DOI 10.26710/fk18-04-05 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in