Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-04-12
Аннотация: В статье представлен конспект занятия для студентов-филологов по дисциплине «Теория литературы» на материале репрезентативного романа современного писателя В. А. Шарова «Возвращение в Египет» (2013). Статья выполнена в русле литературной компаративистики как одного из актуальных направлений отечественной и зарубежной филологической науки. В статье разрабатывается понятие «литературная рецепция» и дается характеристика ее современных форм. Нами манифестируются традиционные виды рецепции, такие как цитирование, обращение к сюжетам классических произведений и биографии классика; реминисценции, подражание, литературное ученичество и др.; описываются новые виды рецепции: интекст, автодиалог, композиция как цитата, перифраза; анализируются их многоплановые функции в художественном тексте. Мы выявляем «дописывание классики» как новый, многокомпонентный вид рецепции, представленный в романном творчестве известного современного прозаика В. А. Шарова (1952–2018). Автор романа «Возвращение в Египет» с помощью библейских аллюзий (сюжет и метафорика книги «Исход») и разноуровневых отсылок к литературному и биографическому наследию Н. В. Гоголя показывает историю России как трагедию. Ключевая черта данного вида — «дописывание» персонажами романа поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», осуществляемое на нескольких уровнях текста: вводится мотив семьи потомков классика; характеризуются новые театральные постановки пьес Н. В. Гоголя, участники которых — действующие лица романа, создается синопсис второго и третьего томов «Мертвых душ», вводятся литературоведческие эссе о Н. В. Гоголе, написанные персонажами романа. В статье представлен анализ данных рецептивных форм и их функциональная характеристика. Теоретико-методологическая база работы — это научно-исследовательские идеи и принципы авторов релевантных рецептивных концепций: В. Изера, Ю. И. Минералова, А. И. Жеребина, Г. М. Васильевой и некоторые другие. Занятие состоит из трех частей: лекционное слово, аналитическая работа студентов с фрагментами текстов, выводы по проделанной работе.
Ключевые слова: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ; РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА; ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИСКУРС; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ; МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ВУЗЕ; РОМАНЫ; СТУДЕНТЫ
Abstract: The article presents the summary of the lesson on the theory of literature for philology students on the material of the representative novel of the modern writer V. A. Sharov «Return to Egypt» (2013). The article is made in line with literary comparative studies as a current area of science. The article develops the concept of «literary reception» and describes its modern forms. We manifest traditional types of reception, such as quotations, reference to the plots of classical works and biographies of the classics; reminiscences, imitation, literary apprenticeship, etc.; new types of reception are described: intext, autodialog, composition as a quote, perifrase; their functions are analyzed in an artistic text. We are discovering a new, multicomponent type of reception «finishing the classics», presented in the novels by V. A. Sharov (1952–2018). The author of the novel «Return to Egypt» shows the history of Russia as a tragedy using allusions to the biblical storyline of the book «Exodus» and the literary and biographical heritage of N. V. Gogol. The key feature of this type is the «finishing of» N. V. Gogol's poem «The Dead Souls» by the characters the novel, carried out on several levels of the text: the motive of the family of the descendants of the classic is introduced; new theater plays by N. V. Gogol, whose participants are the characters of the novel, are characterized by a synopsis of the second and third volumes of «The Dead Souls», and literary essays are written by the characters of the novel about N. V. Gogol. The article presents the analysis of data of receptive forms and their functional characteristics. The methodological basis of the work is the methodological ideas and principles of the authors of receptive concepts: V. Iser, Yu. I. Mineralov, A. I. Zherebin, G. M. Vasilyeva and some others. The lesson consists of three parts: the lecture word, the analytical work of students with fragments of texts, the conclusions of the work done.
Key words: COMPARATIVE LITERARY STUDIES; RECEPTIVE AESTHETICS; LITERARY DISCOURSE; RUSSIAN LITERATURE; RUSSIAN WRITERS; LITERARY CREATIVE ACTIVITY; METHODS OF TEACHING LITERATURE; METHODS OF TEACHING LITERATURE AT A HIGHER SCHOOL; NOVELS; STUDENTS

Для цитирования:

Данилина, Г. И. Рецепция классики в современной литературе: методический аспект (на материале романа В. А. Шарова «Возвращение в Египет») / Г. И. Данилина, О. В. Хавралева // Филологический класс. – 2018. – №4 (54). – С. 86-91. DOI 10.26710/fk18-04-12 .

For citation

Danilina, G. I. Reception of the Works of Classics in Modern Literature: Methodological Aspect (Illustrated by the Novel “Return to Egypt” by V.A. Sharov) / G. I. Danilina, O. V. Khavraleva // Philological Class. – 2018. – №4 (54). – P. 86-91. DOI 10.26710/fk18-04-12 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.