Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-01-10
Аннотация: Качество выполнения заданий единого государственного экзамена рассматривается как объективный показатель владения русским языком значительной по объему социально-возрастной группы. Показываются возможности инструментария, используемого в ходе государственной итоговой аттестации по русскому языку, для изучения особенностей языковой личности современных выпускников школ. Предлагаемое в статье описание языковых способностей старшеклассников, проявляющихся в разной степени освоенности норм литературного языка (норм правильного написания и произношения, норм словоупотребления и грамматики), основывается на обширном статистическом материале. С учетом основных типологических характеристик языковая личность современных школьников рассматривается как реальная, коллективная, стандартизированная; выстраивается модель исследования в соответствии с описанными Ю. Н. Карауловым уровнями в структуре языковой личности - вербально-семантическим, когнитивным и прагматическим. Анализ формулировок заданий и языкового материала показывает, что для выбора правильного ответа школьнику чаще всего недостаточно знания естественного языка, связанного с вербально-семантическим уровнем, а требуется опора на системное представление о нормах литературного языка и интеллектуальная установка на оценивание языковых фактов и явлений в соответствии с этими нормами, что соотносится с когнитивным уровнем в структуре языковой личности. В ходе экзамена выпускникам предлагается задание, предполагающее написание развернутого ответа, ориентированного на проблемное поле авторского художественного или публицистического текста через ключевые ценностные утверждения. Это в полной мере позволяет выйти на описание прагматического уровня языковой личности, что должно стать предметом специального исследования.
Ключевые слова: ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, ГИА, ЕГЭ, ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН, РУССКИЙ ЯЗЫК, КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Abstract: The result of the unified state examination is viewed as an unbiased indicator of the Russian language proficiency for a significant socially and age-determined group. The tasks of the state final exam in Russian may be used as the basis for studies of contemporary high school graduates’ linguistic persona. The description of high school students’ language capacities for the acquisition of the literary language norms (writing, pronunciation, word usage and grammar) is based on a substantial statistic data. With regard to the basic typological features, modern schoolchildren’s linguistic persona is viewed as a real, collective, and standardized one. The study model is developed in accordance with the levels of linguistic persona structure (verbal-semantic, cognitive, and pragmatic) described by Yu. N. Karaulov. The analysis of the test assignments wordings and their linguistic materials shows that schoolchildren’s language proficiency (verbal-semantic level) is insufficient for making the right choice. The systematic knowledge of the literary language norms and intellectual intention to evaluate the language phenomena are required, which correlates with cognitive level of the linguistic persona structure. One of the examination assignments aims at writing a text connected with the problematic field of a work of fiction or journalistic text through the key value expressions. It allows to describe a pragmatic level of linguistic persona and is a subject of future studies.
Key words: LINGUISTIC PERSONA, STATE FINAL EXAM, UNIFIED STATE EXAM, USE; RUSSIAN LANGUAGE, TESTS, KNOWLEDGE CHECK, KNOWLEDGE CONTROL, NORMS OF LITERARY RUSSIA, METHODS OF TEACHING RUSSIAN AT SCHOOL, METHODS OF TEACHING RUSSIAN

Для цитирования:

Юшкова, Н. А. Языковая личность выпускника школы в зеркале государственной итоговой аттестации по русскому языку / Н. А. Юшкова // Филологический класс. – 2018. – №1 (51). – С. 65-71. DOI 10.26710/fk18-01-10 .

For citation

Yushkova, N. A. Linguistic Persona of High School Graduate in a Mirror of the state Final Exam in Russia / N. A. Yushkova // Philological Class. – 2018. – №1 (51). – P. 65-71. DOI 10.26710/fk18-01-10 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.