Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: Теория и практика современного урока
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-01-11
Аннотация: В статье представлен конспект урока литературы в 10 классе по рассказам Д. В. Драгунского «Темная сторона свободы» и «Грех полной ясности». Работа на уроке осуществляется с позиции жанра как «смыслового каркаса» произведения. Включение ассоциативного мышления в начале урока - необходимое условие прочтения и понимания эссе, активизации учебной работы, возможности со-творческого диалога и собственно доминанта жанра эссе. В ходе анализа текста на уроке ученики последовательно открывают такие черты литературного жанра эссе, как ассоциативная природа, композиционная и стилистическая свобода, подчеркнутое личностное начало, ирония и доверительная авторская интенция. Философский характер эссе Д. Драгунского, выбранных для урока, актуализирует такие нравственные проблемы, как дуализм добра и зла, невозможность однозначной оценки понятия «свобода», необходимость понимания другого человека. Урок разнообразен по приемам: работа с ассоциациями, индивидуальная самостоятельная и групповая работа с текстом, аналитическая и рефлексивная беседа.
Ключевые слова: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ, ЭССЕ, УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ, СТАРШЕКЛАССНИКИ, ГРУППОВАЯ РАБОТА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Abstract: The article consists of lesson syllabus for 10th grade literature class based on Dragunskij D.V. short stories «Dark side of the freedom» and «Sin of complete clarity». Genre as a «semantic basis» of a composition is the base of workflow during the class. Inclusion of associative thinking in the beginning of the lesson is a necessary condition to thoroughly read and understand the essay, to activate the academic work, to have a possibility of co-creative dialogue and predomination of essay genre. During the text analysis at the class the students are consistently revealing such features of essay literature genre as associative nature, compositional and stylistic freedom, accentuated personality basis, irony and confidential author’s intention. Dragunskij’s essays are of philosophic nature, and they are specifically chosen for the lesson to foreground such moral problems as good and evil dualism, inability to directly estimate the notion of «freedom», and the necessity to understand another person. The lesson is diverse in methods: work with associations, individual independent and group work with text, analytical and thoughtful conversation.
Key words: RUSSIAN LITERATURE, RUSSIAN WRITERS, LITERATURE, LITERATURE GENRES, ESSAY, LITERATURE LESSON, HIGH SCHOOL STUDENT, TEAM WORK, LEARNING RESULTS, METHODS OF TEACHING LITERATURE AT SCHOOL, METHODS OF TEACHING LITERATURE

Для цитирования:

Милашевич, Н. А. Жанр — личность — смысл: образовательный ресурс урока литературы в 10 классе по эссе Д. В. Драгунского / Н. А. Милашевич, В. Б. Сергеева // Филологический класс. – 2018. – №1 (51). – С. 72-77. DOI 10.26710/fk18-01-11 .

For citation

Milashevich, N. A. Genre — Personality — Meaning: educational resource of literature class in 10th grade based on the essay by Dragunskij D. V. / N. A. Milashevich, V. B. Sergeeva // Philological Class. – 2018. – №1 (51). – P. 72-77. DOI 10.26710/fk18-01-11 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in