Вам может быть интересно:
Архив журнала
От декадентства к теургии (генетические связи чешской и русской литератур конца 19 – начала 20 столетия)
- 1636
- Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-02-02
Аннотация: На основе сравнительного анализа в статье рассматриваются эстетическо-философские концепции русского и чешского символизмов конца 19 – начала 20 столетия. Автор статьи
преимущественно занимается интерпретацией избранных теоретических работ и эссеистических
произведений известных представителей чешского и русского символизмов на отдельных этапах
их развития (декадентско-символистское течение, теургический символизм). В настоящей статье уделяется внимание внутренним генетическим связям эстетико-философских систем, которые
в контексте восточнославянских и западнославянских литератур этого периода представляют постепенный переход от декадентско-символистской эстетики к межкультурному синтезу. С этого момента можно проследить непрерывную эволюцию исследуемой проблемы, начиная от концепции
автономной красоты до теургии; та в свою очередь трактует искусство как космогоническую силу.
На первом, декадентско-символистском, этапе своего развития чешская и русская литературы с эстетической точки зрения ориентируются на преодоление реальности путем категорического отказа от
материального бытия и стремлением к фантазийному миру. Искусство здесь становится на защиту
чистых эстетических ценностей, трансцендентных и метафизических сновидений, скрывающих духовную тайну человеческого бытия. В эстетических теориях представителей декадентско-символистского течения можно обнаружить тенденции к
преодолению чисто декадентских эстетических подходов к искусству; тогда как интегральное понимание искусства в смысле
теургии (В. С. Соловьев) в своих теоретических работах и эссеистических произведениях полностью разделяют только представители младосимволизма, которые на первый план (согласно философской системе всеединства В. С. Соловьева) выдвигают представление об искусстве как о мистической энергии, соединяющей все сферы человеческого бытия, миропознания
и миропонимания. В связи с выше представленным пониманием смысла художественной деятельности в контексте данного
нового этапа развития чешского и русского символизмов коренным образом меняется представление о смысле и познавательной функции художественного образа-символа, передающего и открывающего глубинный смысл реальности.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА; РУССКИЙ
СИМВОЛИЗМ; ЧЕШСКИЙ
СИМВОЛИЗМ; ДЕКАДЕНТСТВО; ЭСТЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ;
ТЕУРГИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ; ТЕУРГИЯ; РУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА; ЧЕШСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА; СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Для цитирования:
Ворел, Я. От декадентства к теургии (генетические связи чешской и русской литератур конца 19 – начала 20 столетия) / Я. Ворел // Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 17-21. DOI 10.26170/FK19-02-02.