Вам может быть интересно:
Архив журнала
Ритмическая композиция трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
- 1981
- Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-02-04
Аннотация: Главный предмет изучения в настоящей статье – внутренний конфликт трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Объект исследования – ритмическая композиция текста в широком смысле, включающая чередование реплик главных действующих лиц и так называемых «музыкальных реплик», введенных авторскими ремарками. Они рассматриваются в историко-культурном контексте риторической традиции, забвение которой неизбежно привело к последующей «перекодировке» смысловых констант текста трагедии. В работе ставится под сомнение сложившийся
стереотип восприятия Моцарта как протагониста, а Сальери – как антагониста в развитии трагической коллизии. Предложенные критические, а позднее и литературоведческие реконструкции внутренней логики зарождения и развития конфликта в «Моцарте и Сальери» лишены, на наш взгляд,
важнейшей составляющей – трагизма, предполагающего принципиальную неразрешимость драматической коллизии. Это обстоятельство стало и одной из причин «жанрового переосмысления»
«маленьких трагедий» в исследованиях последней четверти XX – начала XXI вв., стремления увидеть
в них соединение (и даже вытеснение) драматического взгляда на мир лирическим или эпическим.
Дополнительной мотивировкой нового прочтения трагедии является тот факт, что традиционное рассмотрение Сальери как
антагониста неизбежно противопоставляет эту трагедию трем другим, где именно протагонисты – Альбер, Дон Гуан и Вальсингам – воплощают сокровенно-личное, автобиографическое начало. Особую нагрузку в ритмическом развертывании конфликта несут инверсивные отношения «музыкальных» и «словесных» реплик. С одной стороны, это убывающий объем монологов Сальери и возрастающий объем музыкальных отрывков. С другой стороны, динамичность эмоциональных доминант:
торжественная патетика первого монолога Сальери сменяется страстной неустойчивостью и внутренней полемичностью второго и отчаянным смятением третьего, в то время как музыка Моцарта звучит сначала в «пародийном» варианте, затем – как
драматически напряженный фрагмент и, наконец, как торжественная траурная музыка.
Ключевые слова: РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ;
РИТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ; МУЗЫКАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА; ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ; РИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ТЕКСТОВ; ПОЭТИЧЕСКИЕ
ТЕКСТЫ; РУССКИЕ ПОЭТЫ; ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО; ВНУТРЕННИЙ
КОНФЛИКТ
Для цитирования:
Хворостьянова, Е. В. Ритмическая композиция трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» / Е. В. Хворостьянова // Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 31-39. DOI 10.26170/FK19-02-04.