Рубрика: ЛИТЕРАТУРА И ЭСТЕТИКА НОВОГО СОВЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА
Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-04-20
Аннотация: Статья посвящена исследованию стратегий визуальности как типов видения, в которых воплощена специфика зримости образа, его наглядности и прозревания смысла, а также своеобразия воплощения стратегий визуальности в литературе и кинематографе. Материалом для исследования является повесть И. С. Шмелева «Человек из ресторана» (1911 г.) и ее одноименная киноверсия Я. А. Протазанова (1927 г.). В повести И. С. Шмелева «Человек из ресторана» исследуются несколько типов визуализации, взаимосвязанных друг с другом и друг друга взаимодополняющих. В качестве основных стратегий визуальности выделяются и анализируются фрагментарный автопортрет-репрезентация рассказчика; стратегия зеркального видения; панорамная проекция реалистического видения как прозревания исторического времени. В качестве визуальных стратегий кинематографа анализируются монтаж, чередование планов, музыкальное оформление, техника актерской игры. Иронический фокус восприятия киногероя обусловливает коренную трансформацию сюжета повести в процессе создания сценария фильма, в котором актуализируется водевильно-мелодраматическая форма киноповествования. Сравнительный анализ литературного и кинематографического произведений в контексте поэтики визуальности позволяет прийти к выводу о том, что в отличие от наглядности литературного повествования, ориентированного на «показ» внутренней событийности духовного мира героя, визуальность кинематографическая актуализирует событийность внешнюю, обусловленную замыслом автора переосмыслить традиции русской классики и акцентировать иные эстетические константы уже советского искусства, которые в кино формировались и утверждались гораздо быстрее, нежели в литературе. Кардинальная трансформация смысла литературного произведения И. С. Шмелева в процессе экранизации свидетельствует о том, что процесс становления новой советской эстетики происходил гораздо быстрее в киноискусстве, нежели в литературе, которая к моменту создания фильма сохраняла прочные связи с традицией русской классической литературы и одновременно с эстетикой модернизма.
Ключевые слова: СТРАТЕГИИ ВИЗУАЛЬНОСТИ; ВЕРБАЛЬНО-ОПТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ВИДЕНИЯ; ПАНОРАМНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ВИДЕНИЯ; ОПЫТ ПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКОГО ЗРЕНИЯ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ; ЭКРАНИЗАЦИЯ; КИНООБРАЗ; МОНТАЖ; МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Для цитирования:

Степанова, А. А. Повесть И.С. Шмелева «Человек из ресторана» и одноименный фильм Я.А. Протазанова: поэтика визуальности и проблемы экранизации / А. А. Степанова // Филологический класс. – 2019. – №4 (58). – С. 153-162. DOI 10.26170/FK19-04-20.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.