Рубрика: ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-01-18
Аннотация: Современное развитие литературного образования предполагает поиск инновационных методов работы с текстами художественных произведений – этим в свою очередь определена актуальность научного исследования, а также потребностью в гуманизации образования, духовно-нравственном совершенствовании старшего школьника с целью воспитания социально-ответственной и практически-ориентированной личности. Особо остро ставится проблема использования интерпретационного инструментария при анализе литературного произведения, в том числе соотносятся различные способы введения музыкальных интерпретаций в структуру занятий по литературе, поэтому необходимо детальное рассмотрение музыкальной интерпретации как средства анализа лирического текста. В частности, это связано с представлением поэзии русского символизма в качестве самостоятельной категории, использующей в основе принцип «музыкальности» и требующей уточнения в рамках школьной программы. Экспериментально полученные данные подтвердили актуальность избранной темы и позволили наметить дальнейшие пути решения поставленных задач. В данной статье описывается применение музыкальной интерпретации, интегрированной в комплексную систему сопоставительного и интертекстуального анализа, при точечном обращении к произведениям русского символизма и его философской концепции, эксплицированной средствами-активизаторами (символами), призванными осуществить планомерность включения «концепт-содержания». В 11 классе у конкретного школьника или коллектива обучающихся развито индивидуальное понимание текста посредством музыкальных интерпретаций. Это сочетается с возрастными и психологическими особенностями старшеклассников. Учащиеся склонны к импровизации в выборе тех или иных музыкальных интерпретаций к стихотворению. Учитывая личностные характеристики старших школьников, необходимо уделять особое внимание тому, какие собственные музыкальные интерпретации может предложить или создать ученик в процессе обучения. На теоретическом уровне приводится вариант реализации музыкальной интерпретации при работе со стихотворением К. Д. Бальмонта «Я вольный ветер, я вечно вею…» (1897) внутри факультативного курса, разработанного для учащихся старших классов с гуманитарным уклоном. Практическая часть представлена апробацией имеющихся материалов и оценкой эмпирических данных.
Ключевые слова: СИМВОЛ; РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ; ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ; ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ; РУССКАЯ ПОЭЗИЯ; ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО; РУССКИЕ ПОЭТЫ; СТИХОТВОРЕНИЯ; АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ; СТАРШЕКЛАССНИКИ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ; МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ; УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ; ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКИ

Для цитирования:

Ананьев, С. М. Музыкальная интерпретация как смысловой акцент при анализе в 11 классе стихотворения К. Д. Бальмонта «Я вольный ветер, я вечно вею…» / С. М. Ананьев // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №1. – С. 184–194. DOI 10.26170/FK20-01-18.