Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-01-19
Аннотация: Статья обращена к рассмотрению активно обсуждающихся в профессиональном учительском сообществе вопросов: какое место в круге чтения современного школьника занимает современная литература? Нужно ли ее изучать на уроках или она должна оставаться досуговым чтением? Если нужно, то как включить произведения современных авторов в реальный учебный процесс? Анализ исследований, посвященных формированию круга чтения старшеклассников, показывает, с одной стороны, недостаточно хорошее знание школьниками современной литературы, не очень уверенную ориентацию в сегодняшнем литературном пространстве, а с другой стороны, их активное стремление выходить за пределы программного изучения литературы и не ограничиваться только хрестоматийными текстами. Запрос от умных, хорошо подготовленных и творчески мыслящих старшеклассников на качественную современную литературу есть, и учителю необходимо на этот запрос ответить. Для рассмотрения на уроках или для домашнего чтения можно предложить короткую прозу современных авторов, которая доступна для восприятия старшеклассников. В статье показаны возможные пути обсуждения рассказов Дмитрия Новикова («Муха в янтаре» и «Правда воды»), Евгения Водолазкина («Совсем другое время») и Михаила Шишкина («Гул затих…»). Произведения этих авторов наследуют классике (подробно рассматриваются бунинские мотивы и элементы поэтики в прозе Д. Новикова и Е. Водолазкина, пастернаковские претексты в рассказе М. Шишкина) – и это позволяет актуализировать в обсуждении программный литературный материал, показать разнообразные и многоплановые связи текстов разных эпох и снять противопоставленность в сознании старшеклассников «классиков» и «современников».
Ключевые слова: СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА; МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ; КРУГ ЧТЕНИЯ; СТАРШЕКЛАССНИКИ; ЕГЭ; ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН; ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

Для цитирования:

Кучина, Т. Г. Современная проза на  уроках литературы и  в  самостоятельном чтении старшеклассников / Т. Г.  Кучина // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №1. – С. 195–202. DOI 10.26170/FK20-01-19.