Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-01-16
Аннотация: Статья посвящена исследованию когнитивных механизмов восприятия текстовой информации: этапам и особенностям ее интеллектуальной обработки, осмысления и интериоризации в свете деятельностной теории познания. Автором анализируются существующие подходы к определению сути современного учебного текста, который должен быть ориентирован не на заучивание понятий, а на развитие самостоятельности, творческого отношения к учению. Это требует принципиально нового подхода к конструированию структуры как учебника в целом, так и отдельных его разделов (тем) с учетом психологических закономерностей овладения информацией, особенностей формирования у ребенка когнитивных и метакогнитивных операций. Особое внимание при этом уделяется психолингвистическим методам и методикам выявления характера рецепции учебного текста в единстве его формальных и содержательных параметров. Выдвигается постулат о необходимости учета этих механизмов в процессе разработки (конструирования) учебного текста по русскому языку для обучающихся средних общеобразовательных учреждений. Учебный текст анализируется в двух аспектах: 1) с позиций человека читающего (слушающего) и моделирующего в своем сознании образ содержания воспринимаемого текста; 2) с позиций разработчика, конструирующего учебный текст. Приводятся экспериментальные данные, позволяющие выявить факторы, определяющие характер восприятия учебного текста. Акцентируется внимание на индивидуально-психологических различиях восприятия информации, представленной как вербальным, так и невербальным кодами; специфике усвоения информации, предъявляемой различными способами (в частности, алгоритмами или аналогами). Методологически важным является представленный в статье анализ типовых упражнений и заданий (в том числе притекстовых), содержащихся в современных школьных учебниках по русскому языку, в аспекте их когнитивной «комфортности» и продуктивности для детей с разными латеральными профилями. Выявляются факторы, способствующие восприятию и пониманию учебной информации или затрудняющие эти процессы. В качестве результатов анализа материала предлагаются практические рекомендации для учителей-словесников, методистов, психолингвистов относительно формы и содержания учебного текста (в том числе игрового) по русскому языку.
Ключевые слова: КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ; ПСИХОЛИНГВИСТИКА; УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ; ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТОВ; РУССКИЙ ЯЗЫК; МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА; ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ; ШКОЛЬНИКИ

Для цитирования:

Коновалова, Н. И. Современный учебный текст по русскому языку: механизмы восприятия и принципы конструирования / Н. И. Коновалова // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №1. – С. 164–172. DOI 10.26170/FK20-01-16.

For citation

Konovalova, N. I. (2020). Modern Didactic Text in Russian: Mechanisms of Perception and Principles of Construction. In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №1. P. 164–172. DOI 10.26170/FK20-01-16.

Об авторе (авторах) :

Коновалова Н. И.

Уральский государственный педагогический университет

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8541-1014

Список литературы:

Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория 5–9 / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – Москва: Дрофа, 2002. – 416 c.

Белянин, В. П. Психолингвистика / В. П. Белянин. – Москва: Флинта, 2004. – 232 c.

Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Санкт-Петербург: Наукова думка, 1998. – 528 с.

Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления: сборник переводов / под ред. А. М. Матюшкина. – Москва: Прогресс, 1965. – 533 с.

Гридина, Т. А. Вербальная креативность ребенка: от истоков словотворчества к языковой игре: монография / Т. А. Гридина. – 2‑е изд., испр. и доп. – Екатеринбург, 2018. – 272 c.

Гридина, Т. А. Логика языкового парадокса в детской речи / Т. А. Гридина // Лингвистика креатива: коллективная монография / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. – Екатеринбург, 2012. – С. 5–33.

Гридина, Т. А. «Своя игра»: ребенок в мире языка: монография / Т. А. Гридина. – Екатеринбург, 2016. – 177 c.

Гридина, Т. А., Коновалова Н. И. Техники языковой игры в процессе обучения словообразованию в школе и в вузе / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 8. – С. 79–84.

Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – Москва: МГУ, 2001. – 320 с.

Норман, Б. Ю. Жизнь словоформы / Б. Ю. Норман. – Москва: Флинта; Наука, 2015. – 216 с.

Норман, Б.  Ю. «Креатив» говорящего vs. «креатива» слушающего: компромисс взаимопонимания / Б. Ю. Норман // Лингвистика креатива-4: коллективная монография / под общей ред. Т. А. Гридиной. – Екатеринбург, 2018. – С. 174–212.

Норман, Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах / Б. Ю. Норман. – Москва: Флинта; Наука, 2010. – 384 с.

Разумовская, М. М. Русский язык: 5 класс: в 2 частях / М. М. разумоская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.]. – Москва: Дрофа, 2020. – 288 с.

Русский язык. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: в  2 ч. / Д. Н.  Чердаков [и др.]; под общ. ред. Л. А. Вербицкой. – Москва: Просвещение, 2018. – Ч. 1. – 174 с.

Рыбченкова, Л. М. Русский язык. 5 класс: учебник: в 2‑х частях / Л. М. Рыбченкова [и др.]. – Москва: Просвещение, 2019. – Ч. 2. – 159 с.

Устинова, Т. В.  Лингвокреативность смыслового восприятия окказионализмов в  поэтическом тексте / Т. В. Устинова // Лингвистика креатива-4: коллективная монография / под общей ред. Т. А. Гридиной. – Екатеринбург, 2018. – С. 213–228.

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – URL: https://mosmetod.ru (дата обращения: 20.05.2019). – Текст: электронный.

Шмелев, А. Д. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. / А. Д. Шмелев, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович [и др.]. – Москва: Вентана-Граф, 2020. – 304 с.

Gray, W. What Makes a Book Readable / W. Gray, B. Leary. – Chicago: The University of Chicago Press, 1935. – P. 21–57.

Gridina, T. A. The Poetic Linguistic Non-standardness and Meaning Construction: Semantic Aspects of the Associative Theory of Linguistic Creativity / T. A. Gridina, T. V. Ustinova // Russian Linguistic Bulletin. – 2016. – № 2 (6). – P. 93–96.