Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-04-19
Аннотация: Сегодня остро стоит проблема запоминания большого объема информации, поступающей извне через разные общедоступные каналы. Маркером включенности в современную жизнь является знание не только родного, но и иностранного(ых) языка(ов), что позволяет существенно расширить сферу познания. При освоении иностранного языка актуальными становятся мнемотехники, призванные не перегружать память, а активизировать ее внутренние ресурсы за счет выбора эффективных механизмов запоминания. Применение мнемотехник при обучении иностранному языку не является новым, однако исследований, характеризующих организацию обучения русскому языку студентов из КНР с использованием мнемотехник, нами обнаружено не было. Цель нашей работы – выявить экспериментальным путем (анкетирование) типичные приемы запоминания русских единиц китайскими студентами, обосновав тем самым возможность использования мнемотехнического обучения русскому языку китайских граждан. В результате проведенного анкетирования (респондентами выступили 326 человек из КНР, изучавших и/или изучающих русский язык) было выявлено, что освоение русского языка вызывает трудности в запоминании, прежде всего, его лексики и грамматики. Способом преодоления этой трудности студенты считают, в большинстве своем, многократное повторение/переписывание слов и синтаксических конструкций русского языка. Такой прием является малоэффективным, т. к. механическое запоминание задействует ресурсы лишь кратковременной памяти. В ответах немногих респондентов все же содержатся указания на использование мнемотехнических приемов для освоения новой информации, многие из которых поддаются типизации. К типичным относим следующие приемы: запоминание звучания русского слова путем смыслового подбора омофонов китайского языка; запоминание звучания и смысла русских лексем с латинскими корнями путем подбора близких по звучанию и значению слов английского языка либо слов, заимствованных из английского, но уже освоенных китайским языком; запоминание с опорой на графические ассоциации, учитывающие графическую схожесть знака или его графем с буквами русского алфавита; запоминание посредством рифмовки слов родного и изучаемого языков и посредством структурного калькирования единиц.
Ключевые слова: Мнемотехники; запоминание слов; приемы запоминания; русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; методика русского языка в вузе; русский язык; китайские студенты; экспериментальное анкетирование; анкетирование студентов.

Для цитирования:

Микалаускайте,  Е.  Ю. Мнемотехники в обучении русскому языку как иностранному / Е. Ю. Микалаускайте, И. Г. Нагибина, И. А. Славкина // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №4. – С. 189-199. DOI 10.26170/FK20-04-19.

For citation

Mikalauskaite, Е. Yu., Nagibina, I. G., Slavkina, I. А. (2020). Mnemonic Techniques in Teaching Russian as a Foreign Language. In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №4. P. 189-199. DOI 10.26170/FK20-04-19.

Об авторе (авторах) :

Микалаускайте Е. Ю.

Сибирский федеральный университет (Красноярск, Россия).

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9881-2239

Нагибина И. Г.

Сибирский федеральный университет (Красноярск, Россия).

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0696-5797

Славкина И. А.

Сибирский федеральный университет (Красноярск, Россия).

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7549-4453

Список литературы:

Аль-Кайси, А. Н. Использование мнемонических приемов и опор в процессе обучения русскому языку билингвов / А. Н. Аль-Кайси, О. М. Кутсони, О. И. Руденко-Моргун // Полилингвиальность и транскультурные практики. – 2018. – Т. 15, № 4. – С. 564–572. – DOI 10.22363/2618-897X-2018-15-4-564-572.

Беленькая, Т. Б. Мнемотехника для начальной школы: тренируем память : учебное пособие / Т. Б. Беленькая. – М. : Феникс, 2014. – 39 с.

Доминов, Э. Тренировка памяти. Уникальные методики гениев / Э. Доминов. – СПб. : Ленинградское издательство, 2008. – 320 с.

Зеленская, М. Е. Использование мнемотехники в логопедической работе и подготовке к изучению грамоты / М. Е. Зеленская. – М. : Начальная школа, 2014. – 28 с.

Зиганов, М. А. Техника запоминания иностранных слов / М. А. Зиганов, В. А. Козаренко, А. Н. Сёмин. – М. : Образование, 2002. – 144 с.

Катышев, П. А. Мнемотехнические приемы в изучении китайской иероглифики / П. А. Катышев, Е. А. Мартемьянов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – Т. 3, № 4 (64). – С. 208–211.

Козаренко, В. А Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В. А. Козаренко. – М. : Образование, 2007. – 115 с.

Косенко, А. В. Способы быстрого развития памяти. Как за 10 дней запомнить в 10 раз больше информации / А. В. Косенко. – 2-е изд. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. – 176 с.

Кулиш, В. Г. Способы запоминания английских слов / В. Г. Кулиш. – Донецк : Сталкер ; Кипр : ЗАО НКП, 2005. – 304 с.

Ревина, Е. В. Использование мнемотехники при изучении иностранного языка / Е. В. Ревина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2017. – № 2 (34). – С. 89–95.

Славкина, И. А. Обучение русскому языку младших школьников с опорой на мнемотехники / И. А. Славкина, М. Г. Алиева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 4 (63). – С. 254–256.

Gui, Qiquan. Pocket Dictionary of Associative Vocabulary of the Russian Language / Gui Qiquan, Pan Delong. – Jilin : Jilin “Renmin” publishing house, 2014.

Jonibekovna, N. D. Some Opinions about Parameters of Mnemonics / N. D. Jonibekovna, K. O. Kurvonali kizi, B. G. Gulomovna [и др.] // Universal Journal of Educational Research. – 2020. – № 8 (1). – P. 238–242.

Petrova, S. M. Proprietary Methodology of Teaching Russian as a Foreign Language / S. M. Petrova // Opcion. – 2019. – № 35 (Special Issue 19). – P. 2337–2365.

Wyra, M. Foreign Language Vocabulary Learning Using the Keyword Method: Strategy and Meta-strategy Knowledge / M. Wyra, M. J. Lawson // Language Learning Journal. – 2018. – № 46 (5). – P. 605–621.