Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-04-17
Аннотация: Рассматриваемый сквозь призму идей Бахтина об искусстве как ответственности рассказ современной британской писательницы Мэгги Джи «Художник» (2006) предстает не только как художественная форма социальной критики, но и как нетривиальное размышление о личностном измерении художника, его способности к сопереживанию и диалогу с Другим. Интрига и ирония заглавия рассказа, в сюжете которого возникает пара героев, именующих себя художниками, также закрепляется лейтмотивным повтором атрибутивной характеристики «чувствительный», понимаемой по-разному на протяжении рассказа, вплоть до ее полной деконструкции. Во-первых, система художественных средств рассказа организована с введением фокализации, «центрального сознания» героини, ограниченность художественного воображения и личностная недостаточность которой не позволяет ей понять подлинную драму героя, трудового мигранта из Боснии. Монологизм сознания героини приводит к полной объективации его образа и отрицанию Другого как равноправного субъекта. Сатирический замысел автора проявляет себя посредством введения внезапных сдвигов фокализации (от точки зрения Эммы к точке зрения Бориса), сюжетными лакунами, кольцевой композицией. Второй набор формальных средств – это знаки и символы, которые представляют собой отсутствие чувствительности и «ответственности» главного героя перед другим: способность главного героя действовать (вербально и телесно) с эмпатией ставится под сомнение. Ее зрение сильно избирательно и смещено, что передается через «остранение» (Шкловский). Ироничное и игривое использование названия сочетается с повторением атрибутивного «чувствительного», используемого и понимаемого по-разному на протяжении всей истории, что деконструирует банальную историю любви и широко распространенные культурные предубеждения, уступая место социальной драме молчания мигрантов и, наконец, ставит под сомнение этику художника.
Ключевые слова: Мэгги Джи; личность художника; Другой; ответственность; диалогизм в художественной литературе.

Для цитирования:

Джумайло, О. А. Отрицание «Другого» в рассказе «Художник» (2006) Мэгги Джи / О. А. Джумайло // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №4. – С. 173–180. DOI 10.26170/FK20-04-17.