Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-02-15
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению культурных стереотипов, отраженных в классических сказках, и выявлению способов их представления во вторичных текстах. Осознание давления «социальных мифов» в значимых для социума текстах привело к тому, что в конце ХХ века они стали объектом пристального внимания женщин-писателей. В сборнике рассказов «Кровавая комната» Анжела Картер переписывает сюжеты сказок Шарля Перро, называя это «работой по демифологизации». В статье выявляются «социальные мифы» в отношении женщин в двух авторских версиях исходной истории о Красавице и Чудовище. Анализ художественной системы вторичных текстов показывает, что критический взгляд на культурные конструкты определяет выбор способа репрезентации истории – текст о тексте и изложение через восприятие женского персонажа. Это позволяет ввести в реинтерпретацию метакомментарий, объектом которого становятся имеющиеся в обществе экономические практики касательно молодых женщин; они, наряду со страхами, присущими героиням, тематизируются посредством выдвижения сквозных мотивов и правовой лексики. Поступки главной героини приобретают психологическую мотивировку, которой ее плоский прототип лишен, а использование индивидуальной (женской) точки зрения, отсутствующей в тексте-источнике, позволяет автору артикулировать критическую позицию к социальным конструктам женщины, внушаемым сказками, причем от лица главной героини и с современных для читателя позиций. Возможность переосмысления главной героиней своей внутренней сущности и появления для нее новых жизненных сценариев по сравнению с тем, что жестко предписан классической сказкой, задана автором посредством ввода в повествование фонового персонажа и множественным пересказом исходной истории, который расшатывает ее непреложный ход.
Ключевые слова: Реинтерпретация; вторичный текст; волшебные сказки; рассказы; английская литература; английские писательницы; литературные жанры; метакомментарий; культурные конструкты; феминистская критика; женские персонажи.

Для цитирования:

Атлас, А. З. Демифологизация культурных конструктов волшебных сказок в рассказах Анжелы Картер / А. З. Атлас // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №2. – С. 182-190. DOI 10.51762/1FK-2021-26-02-15.

For citation

Atlas, A. Z. (2021). Demythologising Social Fictions in Angela Carter’s Reinterpretations of Fairy Tales. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №2. P. 182-190. DOI 10.51762/1FK-2021-26-02-15.

Об авторе (авторах) :

Атлас А. З.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3429-3238

Список литературы:

Атлас, А. З. Культурная память: сказка как механизм хранения и передачи информации / А. З. Атлас // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015а. – № 12–1 (54). – С. 24–26.

Атлас, А. З. Вторичный текст: вариативность использования элементов повествования текста-источника / А. З. Атлас // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2015б. – № 175. – С. 6–15.

Басни Эзопа / пер., ст. и коммент. М. Л. Гаспарова ; отв. ред. Ф. А. Петровский. – Москва : Наука, 1968. – 320 с.

Вежбицка, А. Метатекст в тексте / А. Вежбицка ; пер. с польск. А. В. Головачевой // Новое в зарубежной лингвистике. – М. : Прогресс, 1978. – Вып. VIII. – С. 402–421.

Волкова, П. С. Реинтерпретация в свете философии искусства: к постановке проблемы / П. С. Волкова // Теория и практика общественного развития. – 2009. – № 2. – С. 170–182.

Липовецкий, М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920–1980-х годов) / М. Н. Липовецкий. – Свердловск : Изд-во Уральского ун-та, 1992. – 183 с.

Лушникова, Г. И. Трансформация прототекста в современном художественном дискурсе: методология и методы анализа / Г. И. Лушникова // Гуманитарные науки. – 2018. – № 3. – С. 130–136.

Усманова, А. Политическая эстетика ‘женского кино’ в контексте феминистской кинотеории / А. Усманова // Гендерные исследования. – 1999. – № 3. – С. 225–235.

Фукс, Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век : пер. с нем. / Э. Фукс. – М. : Республика, 1994. – 479 с.

Bacchilega, C. Postmodern Fairy Tales: Gender and Narrative Strategies / C. Bacchilega. – Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 1997. – 208 p.

Bryant, S. Re-Constructing Oedipus through “Beauty and the Beast” / S. Bryant // Criticism. – 1989. – Vol. 31, № 4. – P. 439–453.

Carter, A. Notes from the Front Line / A. Carter // On Gender and Writing / ed. M. Wandor. – London : Pandora Press, 1983. – P. 69–77.

Carter, A. The Bloody Chamber and Other Stories / A. Carter. – London : Vintage, 1995. – 126 p.

Katsavos, A. A Conversation with Angela Carter / A. Katsavos // Review of Contemporary Fiction. – 1994. – Vol. 14, № 3. – P. 11–17.

Kroeber, K. Retelling / Rereading: The Fate of Storytelling in Modern Times / K. Kroeber. – New Brunswick ; New Jersey : Rutgers University Press, 1992. – 255 p.

Lee, A. Angela Carter / A. Lee. – New York : Twaine Publishers, 1997. – 147 p.

Oates, J. C. In Olden Times, When Wishing Was Having: Classic and Contemporary Fairy Tales / J. C. Oates // Mirror, Mirror on the Wall: Women Writers Explore Their Favorite Fairy Tales / ed. by K. Bernheimer. – New York ; London : Anchor Books ; Doubleday, 1998. – P. 247–272.

Orenstein, K. Little Red Riding Hood Uncloaced: Sex, Morality, and the Evolution of a Fairy Tale / K. Orenstein. – New York : Basic Books, 2002. – 289 p.

Rose, E. C. Through the Looking Glass: When Women Tell Fairy Tales / E. C. Rose // The Voyage In: Fictions of Female Development / ed. by E. Abel, M. Hirsch, E. Langland. – Hanover, NH : University Press of New England, 1983. – P. 209–227.

Rushdie, S. Introduction / S. Rushdie // Carter A. Burning Your Boats: The Collected Short Stories. – New York : Henry Holt, 1995. – P. ix–xiv. Sage, L. Angela Carter / L. Sage. – London : Northcote House ; British Council, 1994. – 77 p.

Walker, N. The Disobedient Writer: Women and Narrative Tradition / N. Walker. – Austin : University of Texas Press, 1995. – 205 p.