Рубрика: «ИСТИНА БЕЗ ЛЮБВИ – ЛОЖЬ»: К 200-ЛЕТИЮ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-04
Аннотация: В статье впервые рассматриваются особенности ономапоэтологии Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова в типологическом аспекте. Предметом изучения является поэтика онимов главных героев в романах «Преступление и наказание», «Идиот» Ф. М. Достоевского и «Обломов», «Обрыв» И. А. Гончарова. Исследование опирается на методологические принципы мифопоэтического, структурносемантического, системно-сопоставительного анализа текста. Типологический подход к поэтике имени в данных произведениях писателей обусловлен спецификой их мифопоэтического и философского мышления. В основе воссоздаваемой в романах художественной онтологии и историософии лежит солярно-хтоническая оппозиция Хаос – Космос и ее инвариантные проявления в образно-смысловых парадигмах произведений: Раскол / Обрыв / Облом – Гармония / Целостность / Единство / Равновесие. Художественная ономастика писателей в рамках данной парадигмы также приобретает мифологизированный характер. Антропонимы Родиона Раскольникова и Льва Мышкина у Достоевского не только отражают их личностную амбивалентность, но и являются воплощением противоречий современной им исторической эпохи, где гармония и хаос существуют в неустойчивом равновесии. Подобная диалектика обнаруживается и в ономапоэтологии Гончарова. Образно-смысловая амбивалентность онимов Ильи Ильича Обломова и Бориса Райского актуализирует семантические оппозиции, типологически параллельные ономамифологии Достоевского. «Обломы» и «обрывы» в сознании и судьбах героев – это метафорическое выражение кризисного состояния социума и связанных с этим искажений космоургических процессов созидания – разрушения – восстановления гармонии. Таким образом, ономапоэтика, историософия и сакрально-мифологическая онтология существуют в анализируемых романах Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова в отношениях диалогических взаимопроекций, обнаруживая типологическое родство духовно-экзистенциальных и нравственно-философских идеалов писателей.
Ключевые слова: Ономапоэтика; ономастика; ономастические мифы; символы; русские писатели; литературное творчество; литературные жанры; литературные образы; романы.

Для цитирования:

Ибатуллина, Г. М. Ономастический миф в поэтике Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова / Г. М. Ибатуллина, Ю. А. Старицына // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №3. – С. 42-54. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-04.

For citation

Ibatullina, G. M., Staritsyna, Y. A. (2021). Onomastic Myth in the Poetics of F. M. Dostoevsky and I. A. Goncharov. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №3. P. 42-54. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-04.

Об авторе (авторах) :

Ибатуллина Г. М.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (Стерлитамак, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9016-760X

Старицына Ю. А.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (Стерлитамак, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3982-64013

Список литературы:

Альтман, М. С. Достоевский. По вехам имен / М. С. Альтман. – Саратов : Издательство Саратовского университета, 1975. – 280 с.

Белов, С. В. Имена и фамилии у Достоевского / С. В. Белов // Телескоп. – 2014. – № 6. – С. 42–43.

Волошин, М. А. Аполлон и мышь / М. А. Волошин // Волошин М. А. Лики творчества. – М. : Наука, 1988. – С. 96–111.

Гончаров, И. А. Обломов / И. А. Гончаров // Гончаров И. А. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 4. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1953.

Гончаров, И. А. Обрыв / И. А. Гончаров // Гончаров И. А. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 5. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1953.

Достоевский, Ф. М. Идиот / Ф. М. Достоевский // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. Т. VIII. – Л. : Наука, 1973. 

Звиняцковский, В. Я. Мифологема огня в романе «Обломов» / В. Я. Звиняцковский // И. А. Гончаров. Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2003. – С. 82–92.

Касаткина, Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» / Т. А. Касаткина. – М. : ИМЛИ РАН, 2004. – 480 с.

Купер, Дж. Энциклопедия символов / Дж. Купер. – М. : Ассоциация духовного единения «Золотой век», 1995. – 401 с.

Лосев, А. Ф. Гипербореи / А. Ф. Лосев // Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2-х т. Т. 1: А – К / гл. ред. С. А. Токарев. – Москва : Советская энциклопедия, 1991. –– Ма Вэньин. Антропонимика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как художественная система : дис. … канд. филол. наук / Ма Вэньин. – М., 2015. – 167 с.

Мармеладов, Ю. И. Тайный код Достоевского: Илья-пророк в русской литературе / Ю. И. Мармеладов. – СПб. : Петровская акад. наук и искусств, 1992. – 141 с.

Орнатская, Т. И. «Обломок» ли Илья Ильич Обломов? (К истории интерпретации фамилии героя) / Т. И. Орнатская // Русская литература. – 1991. – № 4. – С. 229–231.

Роза (символ). – Текст : электронный // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – URL: https://megabook.ru/article/%D0% (дата обращения: 10.10.2021).

Титов, О. А. Родион Романович Раскольников: семантическая «многослойность» имени героя Ф. М. Достоевского и лингвистические средства ее создания / О. А. Титов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 7–2 (61). – С. 187–190.

Тютчев, Ф. И. Полное собрание стихотворений / Ф. И. Тютчев. – Л. : Сов. писатель, 1987. – 448 с.

Уба, Е. В. Поэтика имени в романной трилогии И. А. Гончарова / Е. В. Уба. – Ульяновск, 2005. – 185 с.

Фомин, А. А. Всегда ли литературная ономастика тождественна поэтической ономастике? / А. А. Фомин // Вопросы ономастики. – 2009. – № 7. – С. 57–67.

Якубова, Р. Х. Идейно-композиционное единство романов Ф. М. Достоевского конца 1860-х – начала 1870-х годов («Идиот», «Бесы») : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Якубова Р. Х. – Л., 1981. – 20 с.