Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-04-27
Аннотация: На современном этапе актуальным становится определение статуса русского языка, а следовательно, и его изучения на постсоветском пространстве. В последние несколько лет наблюдается большой интерес со стороны молодого поколения бывших союзных республик к получению высшего образования в России. В связи с этим актуализируется проблема подготовки по русскому языку иностранных абитуриентов, поступающих в бакалавриат или магистратуру в вузы РФ. Целью статьи являются рассмотрение основных факторов – лингвистических и экстралингвистических, препятствующих успешному обучению русскому языку как иностранному, и выработка методических рекомендаций по формированию коммуникативной компетенции у туркменских студентов. Установлены экстралингвистические (положение русского языка в Туркменистане в постсоветский период и на современном этапе) и лингвистические (языковые – фонетические, лексические, грамматические, связанные с принадлежностью русского и туркменского языков к разным типологическим группам) факторы, препятствующие успешному обучению туркменских учащихся русскому языку как иностранному, а также определены психолого-педагогические особенности данной этногруппы. Выявлены типичные ошибки туркменских студентов в условиях взаимодействия родного и русского языков, разработаны методические рекомендации для успешного формирования языковых, речевых навыков и умений в каждом из аспектов языка и во всех видах речевой деятельности. Исследовательские материалы обобщены в таблице, даны методические рекомендации, которые могут быть использованы при разработке учебных комплексов не только для туркменской аудитории, но и представителей других тюркоязычных стран. Эффективность обучения туркменских студентов вне языковой среды зависит от следующих факторов – установление своеобразия системы русского и их родного языков; учет особенностей восприятия и усвоения этих специфических черт туркменскими обучающимися; системная целенаправленная работа по фонетике, лексике, грамматике, видам речевой деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей указанного контингента студентов.
Ключевые слова: Русский язык как иностранный, методика преподавания русского языка, методика русского языка в вузе, образовательный процесс, туркменские студенты

Для цитирования:

Григорян, А. А. Обучение русскому языку студентов из Туркменистана / А. А. Григорян, Е. Б. Попкова // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №4. – С. 302–315. DOI 10.51762/1FK-2021-26-04-27.

For citation

Grigoryan, A. A., Popkova, E. B. (2021). Teaching Russian Language to Students from Turkmenistan. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №4. P. 302–315. DOI 10.51762/1FK-2021-26-04-27.

Об авторе (авторах) :

Григорян А. А.

Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия)

ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-7674-3092

 

Попкова Е. Б.

Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия)

ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-7723-2972

Сроки публикации:

Дата поступления : 09.04.2021; дата публикации: 25.12.2021 (опубликовано после доработки).

Список литературы:

Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : Издательство «ИКАР», 2009.

Амичба, Д. П. Формирование языковой компетенции студентов-иностранцев на начальном и продвинутом этапах обучения русскому языку / Д. П. Амичба // Викладання мов у вищих навчальних закладах освіти насучасному етапі: Міжпредметні зв’язки : зб. наук. праць. Вип. 9. – Харків : Константа, 2005. – С. 13–19.

Виноградов, А. В. О состоянии русскоязычного образования в Туркменистане / А. В. Виноградов. – URL: www.prometeus.nsc.ru. pdf (дата обращения: 23.09.2019). – Текст : электронный. Грамматика туркменского языка. Т. 1 / под ред. Н. А. Баскакова, М. Я. Хамзаева, Б. С. Чарыярова ; Ин-т яз. и литературы им. Махтумкули. – Ашхабад : Издательство «Ылым», 1970.

Крючкова, Л. С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному : учеб. пособие / Л. С. Крючкова, Н. В. Мощинская. – М. : Флинта: Наука, 2018. – 480 с.

Кудоярова, Т. В. Русский язык в современной образовательной среде стран СНГ и Балтии : автореф. дис. … канд. пед. наук / Кудоярова Т. В. – М., 2009.

Кудоярова, Т. В. Русский язык в современной образовательной среде Туркменистана / Т. В. Кудоярова // Вестник РУДН. Серия Вопросы образования: языки и специальность. – 2010. – № 3. – С. 70–74.

Летняков, Д. Э. Роль русского языка в постсоветской Центральной Азии / Д. Э. Летняков // Политика. – 2015. – № 4 (79).

Макеева, И. Б. Учет особенностей туркменской культуры и языка при обучении РКИ студентов из Туркменистана / И. Б. Макеева. – URL: http://docplayer.ru/30443150-Uchet-osobennostey-turkmenskoykultury-i-yazyka-priobuchenii-rki-studentov-iz-turkmenistana.html.pdf (дата обращения: 03.09.2019).

Мамедов, Б. Б. Функционирование русского языка в Туркменистане / Б. Б. Мамедов // Материалы международной научно-практической конференции специалистов-филологов и преподавателей русистов по проблемам функционирования, преподавания и продвижения русского языка за рубежом. – М. : Федеральное агентство по образованию ; Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2007. – С. 319-321.

Осьмухина, О. В. Русский язык на постсоветском пространстве Средней Азии / О. В. Осьмухина // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации : сборник материалов II Международной научно-методической конференции-вебинара. – Курск : Курский государственный медицинский университет, 2017. Русский язык в новых независимых государствах: результаты комплексного исследования. – М. : Фонд «Наследие Евразии», 2008. Русско-туркменский словарь: 50 000 слов / под общ. ред. проф. Н. А. Баскакова и доц. М. Я. Хамзаева ; Акад. наук Туркм. ССР. Ин-т языка и литературы. – М. : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. – 880 с.

Сравнительная грамматика русского и туркменского языков. Фонетика и морфология / под ред. Н. А. Баскакова. – Ашхабад : Туркмен. изд-во, 1974. – 380 с.

Хуторский, А. В. Образовательное пространство СНГ – проблемы сравнительной педагогики / А. В. Хуторской. – М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006.

Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – Л. : Наука, 1974. – 428 с. Brown, H. Douglas. Principles of Language Learning and Teaching / H. Douglas Brown. – Pearson Education, 2006. –
URL: http://angol.uni-miskolc.hu/wp-content/media/2016/10/Principles_of_language_learning.pdf (mode of access: 03.09.2019). – Text : electronic.

Orekhovskaya, N. A. Russian language as a factor of soft power in cross-cultural communication: overcoming the crisis / N. A. Orekhovskaya, E. I. Zamaraeva, E. V. Shikh, A. A. Galushkin, R. I. Platonova, A. M. Ishmuradova. – Text :
electronic // XLinguae. – 2019. – Vol. 12, No. 4. – P. 155–164. – URL: http://xlinguae.eu/issue-n_4_2019.html (mode of access: 03.09.2019).