Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-2604-26
Аннотация: В России долгие годы не утихают разговоры об утрате литературоцентризма и кризисе чтения среди молодежи. Данная статья посвящена проблеме подросткового чтения, любительским интерпретациям классики в социальных сетях и тому, как можно интегрировать интернет-форматы в образовательный процесс. Современный интернет предлагает большое количество форм интерпретации литературной классики, как профессиональных, так и любительских, в том числе созданных современными школьниками. При анализе данного контента становится очевидным ряд проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники в процессе обучения и которые они стараются решить самостоятельно: недостаточные возможности для проявления креативности в рамках уроков, непонимание прагматической значимости литературы, усложненный и «сухой» язык изложения учебного материала, несоответствие тем для обсуждения интересам, возрасту, жизненному опыту учащихся и др. Особое внимание уделяется малоизученному, но популярному в Интернете типу контента – литературным «эстетикам». Поскольку в период пандемии стала очень популярной эстетика «Dark Academia», мы посчитали нужным кратко ее охарактеризовать, прежде чем перейти к различным типам литературных «эстетик», целям и задачам их создания, их прагматической ценности при анализе литературных произведений и изучении биографий авторов, а также практическим рекомендациям для преподавателей, которые хотели бы поработать с «эстетиками» на своих занятиях. Материалы исследования могут быть использованы как для разработки занятий по литературе, так и для дальнейшего исследования способов современной интерпретации классики.
Ключевые слова: Школьная классика; социальные сети; интерпретация; литературоцентризм; преподавание литературы

Для цитирования:

Литовская, Е. В. Литературные «эстетики» в помощь школьникам / Е. В. Литовская // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №4. – С. 291–301. DOI 10.51762/1FK-2021-2604-26.

For citation

Litovskaia, E. V. (2021). Literary “Aesthetics” to Help Students. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №4. P. 291–301. DOI 10.51762/1FK-2021-2604-26.

Об авторе (авторах) :

Литовская Е. В.

Университет иностранных языков Хангук (Сеул, Южная Корея)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3578-9772

Сроки публикации:

Дата поступления: 30.06.2021; дата публикации: 25.12.2021 (после доработки).

Список литературы:

Аскарова, В. Я. Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой реальности: актуальные исследовательские и проектные стратегии / В. Я. Аскарова, Л. Б. Зубанова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 5. – С. 93–102.

Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт ; пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М. : Прогресс, 1989. – 616 с.

Гудова, М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ : дис. … д-ра культ. наук / Гудо- ва М. Ю. – Екатеринбург : [б. и.], 2015. – 329 с.

Гусарова, А. Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Гусарова А. Д. – Петрозаводск : Изд-во МарГу, 2009. – 25 с.

Дворянчиков, Я. В. Социальные сети как инструмент популяризации массовой культуры / Я. В. Дворянчиков, Е. С. Шепелева // Форум молодежной науки. – 2021. – № 2. – С. 29–33.

Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего / М. Маклюэн ; пер. И. О. Тюриной. – М. : Акад. проект ; Фонд «Мир», 2005. – 496 с.

Мокшина, Ю. Л. Фанфикшн как инструмент приобщения современных школьников к чтению классической литературы : дис. ... канд. пед. наук / Мокшина Ю. Л. – СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2018. – 455 с.

Раппопорт, Р. В. Читай не хочу. Что мешает ребенку полюбить книги / Р. В. Раппопорт. – Москва : Individuum, 2021. – 256 c.

Русских, Е. В. Современное юношеское чтение и электронные ресурсы как способ приобщения к книге / Е. В. Русских // Вестник Брянского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 236–241.

Самутина, Н. В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта / Н. В. Самутина. – Текст : электронный // Социологическое обозрение. – 2013. – Т. 12, №. 3. – С. 137–194. – URL: https://www.intelros. ru/pdf/socoboz/2013_3/SocOboz_12_3_07_Samutina.pdf (дата обращения: 10.05.2021).

Турышева, О. Н. Русский литературоцентризм в аспекте литературной рефлексии / О. Н. Турышева // Уральский филологический вестник. – 2013. – № 1. – С. 228–243.

Удинцев, Н. Посмотрите на последний инстаграм-тренд 2010-х – PicsArt эстетику / Н. Удинцев. – Текст : электронный // Afisha Daily. – URL: https://daily.afisha.ru/brain/14125-posmotrite-na-posledniy-instagram-trend2010h-picsartestetiku/ (дата обращения: 20.05.2021).

Четина, Е. М. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах / Е. М. Четина, Е. А. Клюйкова. – Текст : электронный // Вестник Пермского ун-та. – 2015. – № 3 (33). – С. 95–104. – URL: http://www. psu.ru/files/docs/personalnye-stranitsy-prepodavatelej/kluikova/chetina_klyuykova.pdf (дата обращения: 10.05.2021).

Aesthetics Wiki. – URL: https://aesthetics.fandom.com/wiki/List_of_Aesthetics (mode of access: 20.11.2021). – Text : electronic. Delgado, P. Dark Academia, a Troublesome Trend / P. Delgado. – Text : electronic // Institute of the Future of Education: Observatory. – September 28, 2021. – URL: https://observatory.tec.mx/edu-news/dark-academia-a-troublesome-trend (mode of access: 20.11.2021).

Mechaley, K. Dark Academia: promotion Equality or Elitism? / K. Mechaley. – Text : electronic // Mayfield Crier. – September 26, 2021. – URL: https://mayfieldcrier.org/3033/op-ed/dark-academia-promoting-equality-or-elitism/ (mode of access: 20.11.2021).

Wong, B. A. Why the Dark Academia trend hides a bad academic culture / B. A. Wong. – Text : electronic // Unpublished. – December 4, 2020. – URL: https://www.unpublishedzine.com/personal-essay-1/why-the-dark-academiatrend-hides-a-bad-academic-culture (mode of access: 20.11.2021).