Article: PDF
Аннотация: В данной статье с позиции этнометодики РКИ рассматриваются национально-психо- логические особенности китайских студентов. Цель работы – на основе высказываний авторитетных исследователей и собственного опыта работы в вузах КНР составить портрет современного китайского студента и дать методические рекомендации, оптимизирующие процесс преподавания РКИ и повышающие эффективность обучения. Актуальность исследования обусловлена расширением академических обменов между РФ и Китаем, ростом спроса на русско-китайских переводчиков в современной политико-экономической ситуации, а также реформой в системе китайского среднего образования, в результате которой в КНР увеличивается доля школьников, изучающих русский язык. Новизна работы определяется социально-психологическими изменениями, происходящими в современном китайском обществе. В статье рассматриваются следующие аспекты: китайский студент и традиционные конфуцианские принципы (трудолюбие, отношение к преподавателю как образцу для подражания, рационализм, консерватизм, «сохранение лица» и т. д.); учебные привычки студента (ориентация на письмо, склонность к механическому заучиванию, настороженное отношение к педагогике сотрудничества, предпочтение пассивных форм работы и т. д.); ключевые черты национального характера, влияющие на процесс обучения РКИ (консерватизм, стеснительность, практицизм, страх получить отрицательный результат, этноцентризм, нежелание проявлять свою индивидуальность, азарт и т. д.). Полученные данные автор обобщает в виде таблицы. Далее автор на основе собственного опыта описывает черты современного студента обычного китайского вуза и приходит к выводу о трансформации некоторых характеристик под влиянием современного китайского общества. Статья носит практико-ориентированный характер и может быть полезна педагогам, преподающим русский язык как иностранный китайским студентам. Результаты исследования также могут быть использованы при обучении российских студентов методике РКИ.
Ключевые слова: Китайские студенты; русский язык как иностранный; методика преподавания рус- ского языка; методика русского языка

Для цитирования:

Антонова, Ю. А. Национально-психологический портрет китайского студента, изучающего русский язык / Ю. А. Антонова // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №2. – С. 161–171.

For citation

Antonova, Yu. A. (2022). National-Psychological Portrait of a Chinese Student Studying Russian Language.. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №2. P. 161–171.

Об авторе (авторах) :

Антонова Ю. А.

Цзянсуский педагогический университет (Сюйчжоу, Китай)

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3248-288X

Сроки публикации:

Дата поступления: 14.05.2022 Дата публикации: 29.06.2022

Список литературы:

Балыхина, Т. М. Какие они, китайцы? Этнометодические аспекты обучения китайцев русскому языку / Т. М. Балыхина, Чжао Юйцзян // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 5. – С. 16–22.

Бойко, З. В. Этнопсихологические особенности структуры уверенности китайских студентов / З. В. Бойко // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. – 2010. – № 1. – С. 37–41.

Булыгина, Л. Д. Этнокультурные особенности китайских учащихся в межкультурной коммуникации / Л. Д. Булыгина // Лингвистические и методические стратегии обучения иностранцев русскому языку как средству межкультурной коммуникации : материалы междун. семинара-совещания, проводимого в рамках IV Бай- кальского экон. форума (Иркутск, 21–23 сент. 2006 г.). – Иркутск : Иркут. гос. ун-т, 2006. – С. 230–233.

Вакула, Е. А. Особенности преподавания русского языка как иностранного китайским слушателям на на- чальном этапе обучения / Е. А. Вакула, В. В. Колесникова, Е. Ю. Можаева // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.

Ван, Ян. Методические принципы и психологические предпосылки обучения китайских студентов русской лексике / Ван Ян // МНКО. – 2019. – № 6 (79). – С. 618–620.

Гриценко, Л. М. Мотивационные педагогические условия формирования иноязычной дискурсивной ком- петенции будущих инженеров / Л. М. Гриценко, Т. А. Демидова, И. В. Салосина // Вестник НГПУ. – 2019. –

№ 4. – С. 162–181.

Касюк, Н. С. Национально-культурные особенности учебно-познавательной деятельности китайских сту- дентов и их учет в обучении / Н. С. Касюк // Евразия: межкультурное взаимодействие в экономическом и обра- зовательном пространстве : материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 28 января 2016 года / редкол.: Н. В. Попок (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГЭУ, 2017. – С. 167–169.

Кошелева, Е. Ю. Этнопсихологические особенности модели обучения китайских студентов / Е. Ю. Кошеле- ва, И. Я. Пак, Э. Чернобыльски. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2013. –

№ 2. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8695 (дата обращения: 09.06.2022).

Кузнецова, В. В. Проект «шуан и лю». Глобализация китайского высшего образования / В. В. Кузнецова, О. А. Машкина // Образовательная политика. – 2019. – № 4 (80). – С. 76–90.

Лазарева, М. Проблемы обучения китайских учащихся в вузах Российской Федерации / М. Лазарева. – URL: https://pandia.ru/text/80/510/36810.php (дата обращения: 09.06.2022). – Текст : электронный.

Петрова, С. М. Особенности обучения русскому языку как иностранному в китайской аудитории / С. М. Пе- трова, А. И. Слепцова // Педагогика. Психология. Философия. – 2020. – № 2 (18). – С. 19–24.

Румянцева, Н. М. Этноориентированный подход к организации процесса обучения китайских учащихся русскому языку на довузовском этапе на базе электронных средств обучения / Н. М. Румянцева, Д. А. Гарцова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2017. – № 1 (35). – С. 80–100.

Сунь, Юй. Учет когнитивно-психологических характеристик китайских учащихся при обучении русской грамматике / Сунь Юй // СНВ. – 2020. – № 1 (30). – С. 283–288.

Цзинь, Синьсинь. Гуманитарные ценности конфуцианства в формировании духовно-нравственных качеств китайских студентов / Синьсинь Цзинь // Известия Российского государственного педагогического университе- та им. А. И. Герцена. – 2009. – № 96. – С. 345–349.

Шевелёва, С. И. Учет национальных особенностей студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона при обучении русскому языку как иностранному / С. И. Шевелёва // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 12. – С. 115–118.

Gieve, S. “The Chinese approach to learning”: Cultural trait or situated response? The case of a self-directed learning programme / S. Gieve, R. Clark // System. – 2005. – № 33 (2). – P. 261–276.