Article: PDF
Аннотация: Статья посвящена анализу содержания авто- и гетеростереотипов у российских и ки- тайских студентов. Цель исследования – выявить специфику образа «себя» и образа «другого» (авто- и гетеростереотипов) русских и китайцев в их языковом сознании для определения общего и различного в содержании образов. Актуальность исследования обусловлена тем, что в процессе межкультурного общения стереотипы могут привести к идеализации или, наоборот, к неприятию представителей другой культуры. Основным методом исследования является свободный ассоциативный эксперимент, а также анализ и классификация полученных реакций. В качестве стимулов были выбраны слова Китай, китайцы, Россия, русские. В эксперименте приняли участие 120 российских и 120 китайских студентов 18–25 лет. На первом этапе исследования были выявлены самые частотные ассоциации к словам-стимулам, затем все реакции были подвергнуты контент-анализу и распределены по тематическим группам «География», «Население», «Культура», «Язык», «Экономика», «История», «Люди (внешность, характер)», «Личное от- ношение к стране», «Другое». Затем был проведен сравнительный анализ авто- и гетеростереотипов русских и китайских студентов. В результате анализа тематических групп выявлено, что автостереотипы китайских студентов имеют исключительно положительный характер, а автостереотипы российских студентов – преимущественно положительный, поскольку они включают небольшое число отрицатель- ных реакций. Автостереотипы русских и китайских студентов представлены большей широтой и разнообразием реакций, чем гетеростереотипы, что связано с более детальным знакомством с описываемым фрагментом действительности. В ходе эксперимента было получено почти в 2 раза больше реакций российских студентов, чем реакций китайских студентов, что говорит об оценочном характере русского сознания. Выявлены несовпадающие элементы содержания авто- и гетеростереотипов русских и китай- цев. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах межкультурной коммуникации, этнопсихолингвистики, в практической работе сотрудников центров социокультурной адаптации иностранных студентов.
Ключевые слова: Национальные стереотипы; автостереотипы; гетеростереотипы; межкультурные коммуникации; диалог культур; языковое сознание; китайские студенты; российские студенты; этносы; этнолингвистика

Для цитирования:

Цзинь, Чжи. Содержание авто- и гетеростереотипов современных российских и китайских студентов / Цзинь Чжи, Е. Г. Доронина // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №2. – С. 172–185.

For citation

Zhi, Jin, Doronina, E. G. (2022). The Content of Auto- and Heterostereotypes of Modern Russian and Chinese Students. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №2. P. 172–185.

Об авторе (авторах) :

Цзинь Чжи

Шэньянский политехнический университет (Шэньян, Китай) ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8500-8110

 

Доронина Е. Г.

Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия) ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9990-4709

Сроки публикации:

Дата поступления: 14.05.2022 Дата публикации: 29.06.2022

Список литературы:

Адорно, Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») / Т. Адор- но // Социологические исследования. – 1993. – № 3. – С. 75–85.

Дейк ван, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. – М. : Прогресс, 1989. – 312 с.

Кон, И. С. К проблеме национального характера / И. С. Кон // История и психология / под ред. Б. Ф. Порш- нева, Л. И. Анцыферовой. – М. : Наука, 1971. – С. 122–158.

Леонтьев, А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. 2. – М. : Педагогика, 1983. – С. 251–261.

Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман ; пер. с англ. Т. В. Барчуновой ; редакторы перевода К. А. Левинсон, К. В. Петренко. – М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.

Нельсон, Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения / Т. Нель- сон. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с.

Прохоров, Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении рус- скому языку иностранцев / Ю. Е. Прохоров. – Изд-е 5-е. – М. : Изд-во ЛКИ, 2008. – 224 с.

Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. – М. : Смысл, 1998. – 389 с. Сорокина, Н. В. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации / Н. В. Сорокина. – М. : РИОР ;

ИНФРА-М, 2014. – 265 с.

Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. – М. : Ин-т психологии РАН ; Академический проект, 1999. – 320 с.

Уфимцева, Н. В. Русские: опыт еще одного самопознания / Н. В. Уфимцева // Этнокультурная специфика языкового сознания. – М., 1996. – С. 139–162.

Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. – 1975. – С. 89–105.

Hort, R. Vorurteile und Stereotype. Soziale und dynamische Konstrukte / R. Hort. – Saarbrücken : Verlag Dr. Müller, 2007. – P. 7–12.

Katz, D. Racial stereotypes of 100 college students / D. Katz, K. W. Braly // Journal of Abnormal and Social Psycho- logy. – 1933. – Vol. 28. – P. 280–290.

Lippmann, W. Public Opinion / W. Lippmann. – USA : BN Publishing, 2007. – 127 p.

Tajfel, H. Social identity intergroup behavior / H. Tajfel // Social Science psychology. – Cambridge University Press, 1981.

赵永萍 刻板印象信息沟通的特点及影响因素 博士学位论文 教育学 西南大学 01.12.2013 / Юнпин, Ч. Харак- теристики и факторы влияния стереотипной коммуникации сообщений : докторская диссертация, педагогика / Ч. Юнпин ; Юго-Западный университет. – 2013.