Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-02-18
Аннотация: Тема «Данте в афроамериканской литературе» как одна из тем современной дантологии разработана в трудах американского итальяниста Д. Луни. Данная статья построена как критическое переосмысление его концепции и собранных им примеров. Автор статьи отрицает не только стремление исследователя представить Данте заметной фигурой в процессе становления идентичности афроамериканцев, но и факт наличия самой традиции обращения черных авторов к Данте, по крайней мере, вплоть до середины XX в. Т. Якушкина утверждает, что, во-первых, малочисленность имеющихся примеров и отсутствие преемственности между ними не позволяют говорить о двухвековой традиции, во-вторых, у примеров XIX – первой половины XX вв. другая логика, которая соответствует не столько политическим процессам в американском обществе, сколько истории развития самой афроамериканской литературы. Обращение к имени Данте и использование аллюзий – это художественные приемы. Свобода в оперировании ими появляется только с середины XX в., когда черная литература преодолела свое отставание от белого мейнстрима и перешла на качественно иной уровень развития. В образе дантовского ада афро-американские писатели (Р. Эллисон, А. Барака) нашли материал для решения своих расово-культурных проблем. Встраивание афроамериканской литературы в постмодернистскую гуманитарную парадигму в 1980-е гг. привело не только к расширению палитры интертекстуальных техник в использовании дантовского «Ада», но и к возможности увидеть сквозь призму проблем черной самобытности и ассимиляционизма общечеловеческие проблемы современного буржуазного мира (Г. Нейлор). Меняется и отношение к имени Данте: он нужен не для того, чтобы получить доступ к западной культуре, но как способ ее отрицания и декларации своей культурной самобытности. Для современной афроамериканской культуры, развивающейся в общей динамике с западной культурой, характерно перемещение Данте из литературы в сферу искусства – джаз и творчество рэперов.
Ключевые слова: Афроамериканская литература; афроамериканские писатели; литературное творче- ство; литературные жанры; итальянская литература; итальянская поэзия; итальянские поэты; восприятие Данте; интертекстуальность.

Для цитирования:

Якушкина, Т. В. Данте в афроамериканской литературе / Т. В. Якушкина // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №2. – С. 186–199. DOI 10.51762/1FK-2022-27-02-18.

For citation

Yakushkina, T. V. (2022). Dante in African American Literature. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №2. P. 186–199. DOI 10.51762/1FK-2022-27-02-18.

Об авторе (авторах) :

Якушкина Т. В.

Российский государственный гидрометеорологический университет (Санкт-Петербург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8280-531X

Сроки публикации:

Дата поступления: 24.09.2021; Дата публикации: 29.06.2022

Список литературы:

Жлобо, Н. Э. Принцип интертекстуальности в творчестве Глории Нейлор : автореф. дис. … канд. филол. наук / Жлобо Н. Э. – Минск : [б. и.], 2012. – 25 с.

Лебедева, Е. Д. Первые переводы «Божественной комедии» Данте. Россия. Англия. Америка : автореф. дис. … канд. филол. наук / Лебедева Е. Д. – М. : [б. и.], 1996. – 27 с.

Панова, О. Ю. Негритянская литература США 18 – начала 20 века: проблемы истории и интерпретации : дис. … д-ра филол. наук / Панова О. Ю. – М. : [б. и.], 2014. – 787 с.

Панова, О. Ю. «Рожденная революцией»: афроамериканская литературная теория и наследие эпохи шестидесятых / О. Ю. Панова // Литература и революция. Век двадцатый : сб. Вып. 4. – Москва : Литфакт, 2018. – С. 315–330.

Baraka, A. The Autobiography of LeRoi Jones / A. Baraka. – New York : Lawrence Hill Books, 1997. – 496 p.

Brown, W. W. Three Years in Europe: Or, Places I Have Seen and People I Have Met by W. Wells Brown, a fugitive slave / W. W. Brown. – London : Charles Gilpin, 1852. – 312 p.

Cambon, G. Dante’s Presence in American Literature / G. Cambon // Dante Studies. – 2000. – Vol. 118. – P. 217–242.

Cestaro, G. Freedom Readers: The African American Reception of Dante Alighieri and the Divine Comedy by Dennis Looney (review) / G. Cestaro // Speculum. – 2012. – Vol. 87, No. 3 (July). – P. 900–901.

Dante in the Long Nineteenth Century: Nationality, Identity, and Appropriation / ed. by A. Audah and N. Havely. – Oxford ; New York : Oxford University Press, 2012. – 400 p.

Fazzion, G. E quindi uscimmo a riveder le stelle e le strisce / G. Fazzion. – Text : electronic // 30 giorni. – 2006. – No. 5. – URL: https://www.30giorni.it/articoli_id_10476_l1.htm (mode of access: 07.05.2022).

Gaudenzi, C. Dante’s Introduction to the United States as Investigated in Matthew Pearl’s The Dante Club / C. Gaudenzi // Italian Culture. Vol. 26. – Michigan State University Press, 2008. – P. 85–103.

Herzman, R. Freedom Readers: The African American Reception of Dante Alighieri and the Divine Comedy by Dennis Looney (review) / R. Herzman. – Text : electronic // Medievally Speaking. – 2015. – URL: http://medievallyspeaking. blogspot.com/2015/06/looney-freedom-%20readers.html (mode of access: 07.05.2022).

Iannucci, A. Introduction / A. Iannucci // Dante: Contemporary Perspectives / ed. by A. Iannucci. – University of Toronto Press, 1997. – P. 4–22.

Klein, D. L. Freedom Readers: The African American Reception of Dante Alighieri and the Divine Comedy by Dennis Looney (review) / D. L. Klein // Christianity & Literature. – 2013. – Vol. 62, No. 4. – P. 619–623.

La Piana, A. Dante’s American Pilgrimage: A Historical Survey of Dante Studies in the United States, 1800–1944 / A. La Piana. – Kraus Reprint Co, 1973. – 310 p.

Looney, D. Dante Abolitionist and Nationalist in the Nineteenth Century: The Case of Cordelia Ray / D. Looney // Dante in the Long Nineteenth Century: Nationality, Identity and Appropriation / ed. by A. Audah and N. Havely. – Oxford ; New York : Oxford University Press, 2012. – P. 284–304.

Looney, D. Dante Alighieri and the Divine Comedy in Nineteenth-Century America / D. Looney // The Routledge History of Italian Americans / ed. by W. J. Connell, S. G. Pugliese. – New York : Routledge, 2017. – P. 91–104.

Looney, D. Dante in Black and White: Moments in the African-American Reception of the Divine Comedy / D. Loo- ney // Shades of Black and White: Conflict and Collaboration Between Two Communities. Selected Essays from the 30th Annual Conference of the American Italian Historical Association. 13–15 November, 1997. Cleveland, Ohio / ed. by D. Ashyk, F. L. Gardaphe, A. J. Tamburri. – Staten Island ; New York : AIHA Press, 1999. – P. 275–290.

Looney, D. Freedom Readers: The African American Reception of Dante Alighieri and the “Divine Comedy” / D. Looney. – Notre Dame, Indiana : University of Notre Dame Press, 2011. – 296 p.

Looney, D. L’esilio di Dante nella cultura afroamericana / D. Looney // Letture Classensi 45. L’esilio di Dante nelle letterature moderne / ed. by J. Bartuschat. – Ravenna : Longo Editore, 2016. – Pp. 105–134.

Matthews, J. S. The American Alighieri: receptions of Dante in the United States, 1818–1867 : PhD (Doctor of Philosophy) thesis / J. S. Matthews. – University of Iowa, 2012. – 247 p. – URL: https://ir.uiowa.edu/cgi/viewcontent.cgi?arti-cle=3086&context=etd (mode of access: 10.08.2021). – Text : electronic.

Nielsen, A. Freedom Readers: The African American Reception of Dante Alighieri and the Divine Comedy by Dennis Looney (review) / A. Nielsen // Renaissance Quarterly. – 2011. – Vol. 64 (4). – P. 1254–1256.

Rankine, P. D. Freedom Readers: The African American Reception of Dante Alighieri and the Divine Comedy by Dennis Looney (review) / P. D. Rankine. – Text : electronic // The Medieval Review. – 2012. – URL: https://scholarworks. iu.edu/journals/index.php/tmr/article/view/17493/23611 (mode of access: 10.05.2021).

Rossini, A. Freedom Readers: The African American Reception of Dante Alighieri and the Divine Comedy by Dennis Looney (review) / A. Rossini // Quaderni d’italianistica. – 2012. – Vol. 32 (2). – P. 219–221.

Roush, Sh. Freedom Readers: The African American Reception of Dante Alighieri and the Divine Comedy by Dennis Looney (review) / Sh. Roush. – Text : electronic // Comparative Literaturer Studies. – 2013. – Vol. 50, No. 4. – URL: https://www>.researchgate.net/publication/265772145_Freedom_Readers_The_African_American_Reception_of_Dante_Alighieri_and_the_Divine_Comedy_by_Dennis_Looney_review (mode of access: 10.05.2021).

Schiavulli, A. Freedom Readers: The African American Reception of Dante Alighieri and the Divine Comedy by Dennis Looney (review) / A. Schiavulli // L’Alighieri. Rassegna dantesca. – Ravenna : Angelo Longo Editore, 2013. – P. 171–175. Stevens, E. E. Freedom Readers: The African American Reception of Dante Alighieri and the Divine Comedy by Dennis Looney (review) / E. E. Stevens // Forum Italicum. – May 2014. – Vol. 48, No. 1. – P. 149–151.

The Divine Comedy: Heaven, Purgatory and Hell Revisited by Contemporary African Artists / ed. by S. Njami. – Bielefeld : Kerber, 2014. – 376 p.

The Richard Wright Encyclopedia / ed. by J. W. Ward, Jr. & R. J. Butler. – Westport (CT) ; London : Greenwood, 2008. – 472 p.