Рубрика: ТРАЕКТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XIX–XX ВЕКОВ: ПАРАДИГМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-03-07
Аннотация: Статья посвящена изучению романа В. Ф. Одоевского «4338-й год: Петербургские письма». Цель работы – показать, что художественная форма этого романа способствует раскрытию философской идеи автора о создании нового искусства и новой науки путем их синтеза. Идея подобного синтеза прослеживается в целом ряде произведений Одоевского, однако роман «4338-й год» в этот ряд никогда прежде не включался, поскольку исследователи видели в нем только размышления автора на тему научно-технического прогресса. Для работы был выбран метод интермедиального анализа, направленный на исследование процесса адаптации визуальных и аудиальных каналов коммуникации в пределах вербальных медиаформ. В ходе анализа удалось проследить, как автор добивается эффекта документальной достоверности: он трансформирует эпистолярную форму, убирая некоторые ее обязательные элементы и придавая ей черты обычной художественной прозы. Для упрощения визуализации незнакомых читателям образов Одоевский располагает их в художественном мире романа рядом с хорошо известными объектами реального мира и применяет интермедиальный механизм частичной репродукции. Также было выявлено, что мотив синтеза встречается в романе неоднократно и даже имеет явные переклички с более поздним произведением Одоевского – «Русские ночи». Этим мотивом подчеркивается неразрывная связь научного и художественного творчества, что находит свое выражение в утопическом образе Кабинета Редкостей. Максимально полно идея синтеза раскрывается в эпизоде с игрой спутницы героя на гидрофоне: автор создает образ человека-творца, который создал науку и искусство, чтобы с их же помощью приносить наслаждение себе и окружающим. В конце статьи утверждается, что роман полностью вписывается в художественный мир автора, однако поднимается вопрос о возможной творческой неудаче – выдвигается предположение, что Одоевский так и не был удовлетворен получившейся формой своего произведения и именно поэтому оставил его незавершенным.
Ключевые слова: Интермедиальный анализ; новое искусство; эпистолярные романы; русские писатели; утопия; литературное творчество; литературные жанры; литературные сюжеты.

Для цитирования:

Качков, И. А. Роман В. Ф. Одоевского «4338-й год: Петербургские письма» как воплощение идеи нового искусства / И. А. Качков // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №3. – С. 87-95. DOI 10.51762/1FK-2022-27-03-07.

For citation

Kachkov, I. A. (2022). The Novel by V. F. Odoevsky “The Year 4338: Petersburg Letters” as an Illustration of the Idea of a New Art. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №3. P. 87-95. DOI 10.51762/1FK-2022-27-03-07.

Об авторе (авторах) :

Качков И.А.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3344-0083

Сроки публикации:

Дата поступления: 03.06.2022; дата публикации: 31.10.2022.

Список литературы:

Качков, И. А. Поэтика романа В. Ф. Одоевского «Русские ночи»: интермедиальный аспект / И. А. Качков // Проблемы исторической поэтики. – 2021. – Т. 19, № 4. – С. 305–319.

Качков, И. А. Черновики В. Ф. Одоевского как ключ к пониманию романа «Русские ночи» / И. А. Качков, Н. В. Пращерук // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humani- tates. – 2019. – Т. 5. № 4 (20). – С. 64–74.

Ковтун, Н. В. Роман В. Ф. Одоевского «4338 год» и традиции интеллектуальной утопии в России / Н. В. Ковтун // Известия Томского политехнического университета. – 2004. – Т. 307, № 5. – С. 179–183.

Одоевский, В. Ф. 4338-й год / В. Ф. Одоевский // Повести и рассказы. – М. : ГИХЛ, 1959. – С. 416–448. Одоевский, В. Ф. Русские ночи / В. Ф. Одоевский. – Л. : Наука, 1975. – 320 с.

Сакулин, П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель-писатель. Т. 1. Ч. 2 / П. Н. Сакулин. – М. : Изд. М. и С. Сабашниковых, 1913. – 479 с.

Хаминова, А. А. Роман В. Ф. Одоевского «Русские ночи» в аспекте интермедиального анализа / А. А. Хамино- ва // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 343. – С. 23–26.

Хаминова, А. А. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки / А. А. Хаминова, Н. Н. Зильберман // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 389. – С. 38–45.

Хин, Е. Ю. В. Ф. Одоевский / Е. Ю. Хин // Одоевский В. Ф. Повести и рассказы. – М. : ГИХЛ, 1959. – С. 3–38. Цехновицер, О. В. От редактора / О. В. Цехновицер // Одоевский В. Ф. 4338-й год. – М. : Огонек, 1926. – С. 3–10.

Heffernan, J. A. W. Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery / J. A. W. Heffernan. – Chi- cago ; London : The University of Chicago Press, 1993. – 249 p.

Higgins, H. Intermedial Perception or Fluxing Across the Sensory / H. Higgins // Convergence: The Journal of Re- search Into New Media Technologies. – 2002. – Vol. 8. – P. 59–76.

Kattenbelt, С. Theatre as the Art of the Performer and the Stage of Intermediality / C. Kattenbelt // Intermediality in Theatre and Performance. – Amsterdam ; New York : Rodopi, 2006. – P. 31–41.

Wolf, W. (Inter)mediality and the Study of Literature / W. Wolf // CLCWeb: Comparative Literature and Culture. – 2011. – Vol. 13. – P. 1–9.

Wolf, W. Intermediality Revisited. Reflections on Word and Music Relations in the Context of a General Typology of Intermediality / W. Wolf // Word and Music Studies. Essays in Honor of Steven Paul Scher and on Cultural Identity and the Musical Stage. – 2016. – Vol. 4. – P. 13–34.