Вам может быть интересно:
Архив журнала
Поэзия Ахматовой в 11 классе: опыт создания проблемных ситуаций на уроках
- 1280
- Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
- Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-01-21
Аннотация: Цель статьи – найти подходы к пониманию поэзии Анны Ахматовой в одиннадцатом классе. Предлагаются письменные и устные задания, которые могут привести учащихся к пониманию лирики через самостоятельное постижение прочитанного. Каждое из них создает проблемную ситуацию на уроке. Новый материал при таком подходе усваивается учащимися творчески, то есть путем поиска нового знания в проблемной ситуации. Класс в таком случае выступает «коллективным исследователем» (Л. С. Айзерман), а ответ ищется в ходе всего урока. Такие вопросы создают неожиданную ситуацию, в которой шаблонные и трафаретные ответы не срабатывают, равно как и поисковые запросы в интернете. Задания использовались автором на уроках литературы в непрофильных классах и в классе социально гуманитарного профиля. Приводятся и анализируются выписки из письменных работ и сочинений учащихся, говорится о подходе автора к их оцениванию. Подробно рассказывается о логике занятий по лирике поэтессы (любовная и гражданская поэзия), которые завершаются обсуждением поэмы «Реквием». При прочтении стихотворения «Сжала руки под темной вуалью...» в классе учитель подробно останавливается на психологическом сюжете, что позволяет увидеть не только его сложность, но и некоторую преемственность ахматовской и тютчевской лирики; приводятся несколько задач по стихотворению «Когда в тоске самоубийства...», связанных с различными редакциями и культурно-историческим контекстом; предлагаются пути сравнения стихотворений «Данте» и «Лотова жена», возможные в школьном преподавании литературы; предлагается тема для факультативного занятия по поэзии Ахматовой; приводится фрагмент работы над поэмой «Реквием».
Ключевые слова: уроки литературы; методика литературы в школе; методика преподавания литературы; русская поэзия; русские поэтессы; поэтическое творчество; старшеклассники; одиннадцатиклассники; медленное чтение; письменные работы.
Для цитирования:
Когут, К. С. Поэзия А. Ахматовой в 11 классе: опыт создания проблемных ситуаций на уроках / К. С. Когут // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №1. – С. 207-220. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-21.
For citation
Kogut, K. S. (2022). A. Akhmatova’s Poetry in 11th Grade: Experience in Creating Classroom Problem Situations. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №1. P. 207-220. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-21.
Об авторе (авторах) :
Когут К. С.
Специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета
им. первого президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5402-249X
Сроки публикации:
Дата поступления: 28.02.2022; дата публикации: 30.03.2022Список литературы:
Абелюк, Е. С. Практика чтения : учеб.-метод. пособие / Е. С. Абелюк. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 236 с.
Айзерман, Л. С. ЕГЭ сдает экзамен. Литература на выпускных испытаниях как филологическая и педагогическая проблема / Л. С. Айзерман // Учительская газета. – 8 февраля 2022. – № 6. – С. 10.
Айзерман, Л. С. Поэзия без стихотворений и стихотворения без поэзии / Л. С. Айзерман // Литература в школе. – 2004. – № 3. – С. 24-27.
Герштейн, Э. Мемуары / Э. Герштейн. – СПб. : ИНАПРЕСС, 1998. – 528 с.
Гиппиус, З. Н. Стихи. Воспоминания. Документальная проза / З.Н. Гиппиус. – М. : Наше наследие, 1991.
Дживелегов, А. К. Данте Алигьери / А. К. Дживелегов. – М. : Журнально-газетное объединение, 1933.
Иванова, Е. В. О текстологии и датировке одного стихотворения Ахматовой в связи с его историей / Е. В. Иванова // Русская литература. – 2008. – № 2.
Кихней, Л. Г. Дантовский код в поэзии Анны Ахматовой / Л. Г. Кихней // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество : Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 8. – Симферополь : Крымский архив, 2010. – С. 114-127.
Кормилов, С. И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой / С. И. Кормилов. – 2-е изд. – М. : Изд-во МГУ, 2000. – 128 с.
Королева, Н. В. «Могла ли Биче, словно Дант, творить...». Проблема женского в творчестве Ахматовой / Н. В. Королева // Тайны ремесла: Ахматовские чтения. Вып. 2. – М. : Наследие, 1992. – С. 93-112.
Левинзон, А. Г. Креативное письмо: модель англоязычных стран в российской школе / А. Г. Левинзон // Вопросы образования. – 2014. – № 1. – С. 25-45.
Лейдерман, Н. Л. Теория жанра : научное издание / Н. Л. Лейдерман. – Екатеринбург, 2010. – 904 с.
Маранцман, В. Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе : пособие для учителей / В. Г. Маранцман, Т. В. Чирковская. – М. : Просвещение, 1977.
Мусатов, В. В. «В то время я гостила на земле...». Лирика Анны Ахматовой / В. В. Мусатов. – М. : Издательский центр «Азбуковник», 2016.
Одоевцева, И. В. На берегах Невы; На берегах Сены; На берегах Леты / Ирина Одоевцева. – СПб. : Азбука ; Азбука-Аттикус, 2021. – 768 с.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /
С. И. Ожегов, Н. Ю.Шведова ; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М. : ООО «А ТЕМП», 2006.
Павловский, А. И. Анна Ахматова. Очерк творчества / А. И. Павловский. –Л. : Лениздат, 1982. – 174 с.
Платонов, А. П. Фабрика литературы: Литературная критика, публицистика / А. П. Платонов ; сост., комментарии Н. В. Корниенко ; подготовка текста Н. В. Корниенко и Е. В. Антоновой. – М. : Время, 2011.
Рассказы об Анне Ахматовой: Из книги «Конец первой половины XX века» / сост. раздела «Приложения» А. Г. Найман. – М. : Худож. лит., 1989. – 302 с.
Русский язык и литература: Литература. 11 кл. Углубленный уровень : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / В. В. Агеносов [и др.] ; под ред. В. В. Агеносова. – 5-е изд. – М. : Дрофа, 2018. – 429 с.
Соловьев, В. С. Литературная критика / В. С. Соловьев ; сост. и коммент. Н. И. Цимбаева ; вступ. ст. Н. И. Цимбаева и В. И. Фатющенко. – М. : Современник, 1990. – 422 с.
Сухих, И. Н. Русский язык и литература: Литература (базовый уровень) : учебник для 11 класса: среднее общее образование : в 2 ч. Ч. 2 / Н. И. Сухин. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 368 с.
Цивьян, Т. В. Кассандра, Дидона, Федра. Античные героини – зеркала Ахматовой / Т. В. Цивьян // Литературное обозрение. – 1989. – № 5. – С. 29-33.
Чивилихин, В. А. Память : роман-эссе / В. А. Чивилихин. –М. : Художественная литература, 1984. – 574 с.
Чуковская, Л. К. Записки об Анне Ахматовой. 1938–1941. Том 1 / Л. К. Чуковская. – М. : Согласие, 1997. – 544 с.
Чуковский, К. И. Современники. Портреты и этюды / К. И.Чуковский. – М. : Мол. гвардия, 1963. – 703 с.
Шапиро, Н. А. «Мне голос был...»: два пророка в своем отечестве / Н. А. Шапиро // Литература. – 2014. – № 10 (758). – С. 20-21.