Article: PDF
Аннотация: В статье исследуется возможность использования поэтических текстов русского андеграунда 70-х гг. на уроках русской литературы для студентов, изучающих русский язык как иностранный на уровне В2 и выше. Цель разработки – оценить возможности отобранного художественного материала, проанализировать возможные стратегии его введения в курс изучения русского языка как иностранного. Экспериментальная разработка предполагает методический и литературоведческий комментарий, учитывающий как природу поэтического текста, так и контекст занятия, а также наличествующий канон репрезентативных текстов русской литературы, расширению которого способствует выбор нового материала для изучения. Интегрированный подход в преподавании совмещен с методом close reading, что формирует особенности структуры занятия и взаимодействия преподавателя со студентами-иностранцами. Акцентируются приоритет работы с визуальной метафорой, а также с метаболой (метаметафорой); градуированность занятия от первого когнитивного уровня понимания до высшего уровня понимания символических и структурных связей, контекстов; повышенное внимание к мотивации студентов к изучению «необычного» текста с мотивами познания мира, любви, боли и способы интерпретации таких состояний. Разработанная в результате исследования структура урока опирается на потребности студентов-иностранцев, необходимость активного взаимодействия с ними и соответствующей межкультурной подготовки. Результат исследования является вкладом в вопросы отбора малоисследованных текстов для преподавания языка и литературы студентам-иностранцам, изучающим русский язык в словацкой среде, а также в исследование творчества русского андеграунда 70-х гг., метареалистов (метаметафористов), а именно творчества Елены Шварц, что обуславливает научную новизну исследования. Разработанный литературоведческий комментарий будет полезен и для последующих исследований собственно художественных текстов, которые представляют творчество андеграунда 70-х гг., направление метареалистов или используют приемы необарокко.
Ключевые слова: русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; русская литература; методика преподавания русской литературы; иностранные студенты; русская поэзия; русские поэты; поэтическое творчество; поэтические жанры; поэзия андеграунда; андеграунд; метареализм; необарокко.

Для цитирования:

Громинова, А. Поэзия андеграунда 70-х гг. в курсе РКИ / А. Громинова, О. Медуха // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №1. – С. 221-235.

For citation

Grominova, A., Medukha, O. (2022). Underground Poetry of the 70s in Course of the Russian Language as a Foreign Language. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №1. P. 221-235.

Об авторе (авторах) :

Громинова А.
Университет им. Св. Кирилла и Мефодия в Трнаве (Трнава, Словацкая Республика)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2384-6880

 

Медуха О.
Университет им. Св. Кирилла и Мефодия в Трнаве (Трнава, Словацкая Республика)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0862-4550

Сроки публикации:

Дата поступления: 21.05.2021; дата публикации: 30.03.2022

Список литературы:

Гришин, А. С. Экфразис в поэзии старших символистов как форма творчества / А. С. Гришин. – Текст : электронный // Вестник Челябинского государственного университета. – 2004. – № 1. – С. 14–34. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekfrazis-v-poezii-starshih-simvolistov-kak-forma-tvorchestva (дата обращения: 04.02.2022).

Дарк, О. Елена Шварц в письмах к Олегу Дарку / О. Дарк. – Текст : электронный // Новый мир. –

2015. – № 11. – URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2015/11/elena-shvarcz-v-pismah-k-olegudarku.html (дата обращения: 04.02.2022).

Зарубина, Д. Н. Роль вечеров поэзии в процессе лингвистической и культурной адаптации иностранных учащихся / Д. Н. Зарубина, Е. В. Орлова. – Текст : электронный // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2009. – № 14. – С. 95. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vecherov-poezii-vprotsesse-lingvisticheskoy-i-kulturnoy-adaptatsii-inostrannyh-uchaschihsya (дата обращения: 04.02.2022).

Кедров, К. А. Поэтическое познание. Метакод. Метаметафора / К. А. Кедров. – Текст : электронный // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. – 2004. – № 1. – С. 286-292. – URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/poeticheskoe-poznanie-metakod-metametafora (дата обращения: 04.02.2022).

Кулибина, Н. Зачем, что и как читать на уроке : методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Н. Кулибина. – Litres, 2020. – 263 c.

Лизонь, М. Неофициальное русское визуальное искусство в преподавании РКИ : монография / М. Лизонь. – Banská Bystricа ; Belianum ; Vydavateľstvo Univerzity Matej Bela v Banskej Bystrici, 2017. – 188 с.

Поповичева, И. В. Внеаудиторная работа по РКИ в условиях китайского вуза (вечер русской поэзии в Хайнаньском университете) / И. В. Поповичева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 30-2. – С. 98-103.

Репонь, А. Русский язык как иностранный: чтение и аудирование текста : учебное пособие для словацких студентов / А. Репонь, Т. Сироткина. – Сургут : СурГПУ, 2018. – 120 с. – URL: https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/7049/read.php (дата обращения: 04.02.2022). – Текст : электронный.

Седакова, О. О погибшем литературном поколении – памяти Лени Губанова / О. Седакова. – Текст : электронный // Волга. – 1990. – № 6. – URL: https://www.olgasedakova.com/Poetica/1101 (дата обращения: 04.02.2022).

Толстухина, И. И. Подготовка к восприятию русского поэтического произведения студентами-иностранцами / И. И. Толстухина. – Текст : электронный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – № 45. – C. 428-432. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-k-vospriyatiyu-russkogo-poeticheskogo-proizvedeniya-studentami-inostrantsami (дата обращения: 04.02.2022).

Тресиддер, Дж. Словарь символов / Дж. Тресиддер. – 1999. – URL: https://www.booksite.ru/localtxt/tre/sid/der/tresidder_d/slovar_sim/ (дата обращения: 04.02.2022). – Текст : электронный.

Чиркова, В. М. Развитие творческого потенциала студентов, изучающих русский язык как иностранный / В. М. Чиркова // Карельский научный журнал. – 2017. – № 6.4 (21). – С. 95-98.

Шварц, Е. Стихи / А. Шварц. – Ленинград : Ассоциация «Новая литература», 1990. – 120 с.

Aladini, F. Using a unique and long forgotten authentic material in the EFL/ESL classroom: Poetry / F. Aladini, F. Farahbod // Theory and Practice in Language Studies. – 2020. – No. 10 (1). – Р. 83-90.

Alvi A. Text, reader & pedagogy: A reflection upon teaching English poetry to EFL female students at a Saudi Arabian university / A. Alvi, R. Alvi // Arab World English Journal (AWEJ) Special Issue: The Dynamics of EFL in Saudi Arabia. – 2019. – DOI: 10.2139/ssrn.3512523.

Dutta, S. K. Teaching poetry in the school classroom: An integrated and communicative Approach / S. K. Dutta // CAUCE, Revista de Filología y su Didáctica. – 2001. – No. 24. – Р. 519-537.

Freedman, L. Using Close Reading as a course theme in a multilingual disciplinary classroom / L. Freedman // Reading in a Foreign Language. – 2015. – Vol. 27, No. 2. – P. 262-271.

Freyn, A. L. Effects of a Multimodal Approach on ESL/EFL University Students’ Attitudes towards Poetry / A. L. Freyn // Journal of Education and Practice. – 2017. – No. 8.8. – Р. 80-83.

Kaiser, M. Film as source material in advanced foreign language classes / M. Kaiser, C. Shibahara // L2 Journal. – 2014. – No. 6 (1).

Killander, C. C. Poetry in foreign language teaching: Aspects of a major challenge / C. C. Killander // Proceedings of ICERI-2011 Conference. – 2011. – Р. 5618-5628.

Mart, Ç. T. The Seamless Relationship between Teaching Poetry and Language Learning / Ç. T. Mart // Universal Journal of Educational Research. – 2021. – No. 9 (2). – Р. 288-291.

Poetry and Pedagogy: The Challenge of the Contemporary / ed. by J. Retallack, J. Spahr. – Springer, 2016. – 314 р.

Pushpa, V. K. Teaching poetry in autonomous ELT classes / V. K. Pushpa, S. Y. Savaedi // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2014. – No. 6. – Р. 1919-1925.