Рубрика: СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛИНГВИСТИКИ
Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-01-11
Аннотация: В статье рассматривается возможность создания корпуса детской речи и применения корпусных методов исследования в онтолингвистике. Корпус текстов рассматривается автором как инструмент квантитативного лингвистического исследования, что предполагает последовательное решение ряда задач: 1. Отбор материала, наиболее полно и сбалансированно представляющего языковое явление. 2. Определение необходимого объема текстов. 3. Создание разметки или системы разметок, инструмента, отличающего корпус от коллекций текстов, дневниковых записей и словарей. 4. Постобработка и создание корпуса в электронном виде. Расширение сферы корпусных исследований приводит к созданию корпусов детской речи. Показаны сложности составления корпусов детской речи, связанные с ее динамичностью, изменчивостью, индивидуальностью речевых стратегий детей, большим количеством в их речи различных инноваций. Продемонстрирована возможность составления электронного корпуса детской речи с грамматической разметкой на материале издания «Корпус детских высказываний» В. К. Харченко. Представлена авторская разработка такого корпуса с использованием программы AntConc и программы автоматизированной морфологической разметки MyStem. Создание корпуса включало в себя следующие этапы: 1. Перевод материала в электронный вид. 2. Обработка материала. 3. Выполнение автоматизированной грамматической разметки. 4. Постобработка. 5. Представление материала в удобном для дальнейших исследований виде. Представленный проект грамматического корпуса детской речи рассматривается как инструмент моделирования процесса усвоения и использования основных, первичных грамматических категорий. Некоторые грамматические закономерности, выделенные с помощью корпуса, позволят создать инструментарий для исследования грамматического компонента языковой способности ребенка, в частности, выявления актуального грамматикона языковой личности ребенка. Актуальный грамматикон, набор грамматических форм, на основе которых говорящий строит свою речь, может стать базой разработки новых методик обучения грамматике русского языка, в том числе как иностранного (неродного).
Ключевые слова: Речевой онтогенез; онтолингвистика; языковая личность; грамматикон; корпусные исследования; детская речь; развитие речи.

Для цитирования:

Красноперова, Е. С. Актуальная грамматика детской речи: корпусные исследования / Е. С. Красноперова // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №1. – С. 87-100. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-11.

For citation

Krasnoperova, E. S. (2022). Real Everyday Grammar of Children’s Speech: A Corpus Study. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №1. P. 87-100. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-11.

Об авторе (авторах) :

Красноперова Е. С.

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9675-1367

Сроки публикации:

Дата поступления: 10.09.2021; дата публикации: 30.03.2022

Список литературы:

Ахапкина, Я. Э. Корпус детской письменной речи: StartWrit / Я. Э. Ахапкина, Е. Г. Сосновцева. – Текст : электронный // Проблемы онтолингвистики. – 2017. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30048197 (дата обращения: 09.04.2021).

Гарганеева, К. В. Мотивационный словарь детской речи / К. В. Гарганеева. – Томск : Изд-во Томского ун-та, 2007. – 120 с.

Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: ДетствоПресс, 2007. – 472 с.

Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. – М. : КомКнига, 2005. – 320 с.

Гридина, Т. А. Актуальная грамматика детской речи: когнитивные модели семантизации и механизмы порождения словоформ / Т. А. Гридина // Языковая личность: аспекты изучения : сборник научных статей памяти члена-корреспондента РАН Юрия Николаевича Караулова. – Москва : МАКС Пресс, 2017. – С. 110-122.

Гридина, Т. А. Объяснительный словарь детских инноваций : монография и словарь / Т. А. Гридина. – Екатеринбург, 2012. – 202 с.

Гридина, Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи : учеб.пособие / Т. А. Гридина. – Москва : Флинта, 2013. – 152 с.  

Гридина, Т. А. «Своя игра»: ребенок в мире языка : монография/ Т. А. Гридина. – Екатеринбург, 2016. – 177 с.  

Гуц, Е. Н. Ассоциативный словарь подростка / Е. Н. Гуц. – Омск : Ом.гос. ун-т, 2004. – 153 с.

Две девочки: Соня и Надя: дневниковые записи / сост. О. А. Юнтунен, О. Б. Сизова ; отв. ред. С. Н. Цейтлин. – СПб. : Тускарора, 2001. – 191 с.

Захаров, В. П. Пролегомены к корпусной лингвистике / В. П. Захаров. – Текст : электронный // Вопросы психолингвистики. – 2016. – №2 (28). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prolegomeny-kkorpusnoy-lingvistike (дата обращения: 06.04.2021).

Зырянова, Е. В. Система CHILDES как метод сбора материалов и изучения детской речи / Е. В. Зырянова. – Текст : электронный// Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – № 76-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-childes-kak-metod-sbora-materialov-i-izucheniya-detskoy-rechi (дата обращения: 06.04.2021).

Караулов, Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка / Ю. Н. Караулов. – Москва : Русский язык, 1993. – 330 с.  

Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – Москва : Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.  

Коновалова, Н. И. Актуальный грамматикон языковой личности: проблема моделирования / Н. И. Коновалова, Е. С. Красноперова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2020. – № 3. – С. 6-14.

Красноперова, Е. С. Усвоение грамматических форм в дошкольном онтогенезе / Е. С. Красноперова // LINGUISTICA JUVENIS. – 2016. – Вып. 18. – С. 69-76.

Ляксо, Е. Е. Корпуса детской речи «infant.Ru», «infant.MAVS», «child.Ru», «EmoChildRu» на материале русского языка и их использование в исследованиях речевого онтогенеза / Е. Е. Ляксо, О. В. Фролова, А. С. Григорьев, А. В. Остроухов. – Текст : электронный // Теоретическая и прикладная лингвистика. – 2017. – Т. 3, № 1. – С. 28-58. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29161390 (дата обращения: 09.04.2021). Майорова, А. Д. Корпусная лингвистика: исторический и лингводидактический аспекты / А. Д. Майорова. – Текст : электронный // МНИЖ. – 2017. – № 5-2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/korpusnaya-lingvistika-istoricheskiy-i-lingvodidakticheskiy-aspekty (дата обращения: 06.04.2021).

От двух до трех: дневниковые записи / сост. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 159 с.

От нуля до двух: дневниковые записи / сост. С. Н. Цейтлин. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. – 215 с.

Овчинникова, И. Г. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции) / И. Г. Овчинникова, Н. И. Береснева, Л. А. Дубровская, Е. Б. Пенягина. – Пермь, 2000. – 312 с.

Палкин, А. Д. Возрастная психолингвистика: Толковый словарь русского языка глазами детей / А. Д. Палкин. – М., 2004. – 360 с.

Речь русского ребенка: Звучащая хрестоматия / сост.: Т. В. Кузьмина, Э. И. Столярова, С. Н. Цейтлин. – СПб. : Бохум, 1994. – 125 с.

Ринчинов, О. С. Диахронический корпус бурятского языка как цифровой инструмент исторических исследований: подходы, решения, экспериментальные исследования / О. С. Ринчинов. – Текст : электронный // Историческая информатика. – 2020. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diahronicheskiy-korpus-buryatskogo-yazyka-kak-tsifrovoy-instrument-istoricheskih-issledovaniy-podhodyresheniya-eksperimentalnye (дата обращения: 06.04.2021).

Рубцова, Ю. В. Построение корпуса текстов для настройки тонового классификатора / Ю. В. Рубцова // Программные продукты и системы. – 2015.–№ 1 (109). – С. 72-78.

Солнышкина, М. И. История развития корпусной лингвистики (на примере англоязычных корпусов) / М. И. Солнышкина, Г. М. Гатиятуллина. – Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2020. – № 63. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiyakorpusnoy-lingvistiki-na-primere-angloyazychnyh-korpusov (дата обращения: 06.04.2021).

Харченко, В. К. Корпус детских высказываний / В. К. Харченко. – М. : Изд-во Литературного института им. А. М. Горького, 2012. – 520 с.

Цейтлин, С. Н. Словарь детских словообразовательных инноваций / С. Н. Цейтлин. – Munchen, 2001. – 202 с.

Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С. Н. Цейтлин. – М. : Знак, 2009. – 592 с.

Claus, F. A survey about databases of children’s speech / F. Claus, H. G. Rosales, R. Petrick, H. Hain, R. Hoffmann. – Text : electronic // INTERSPEECH. – 2013. – URL: https://www.researchgate.net/publication/283719927_A_Survey_about_Databases_of_Children's_Speech (mode of access: 06.04.2021).

Radoslava, S. K. Design and development a children's speech database / S. K. Radoslava. – Text : electronic // Computer Science. – 2016. – URL: https://www.researchgate.net/publication/280917631_Design_and_development_a_children's_speech_database (mode of access: 06.04.2021).