Рубрика: ПОЭТИКА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Article: PDF
Аннотация: Данная статья посвящена теме травмы и ее изображению в речи детей и подростков в современных англоязычных произведениях. Обращаясь к работам отечественных и зарубежных исследователей, авторы рассматривают понятие травмы вообще и в литературоведческих исследованиях в частности, его возникновение и развитие. Параллельно отмечается увеличивающийся в литературе интерес к теме детства и изображению детского мира, а также тот факт, что писатели выбирают детей и подростков, которым приходится решать «недетские» проблемы, в качестве рассказчиков. Используются социологический, культурно-исторический и социальный методы, а также метод лингвистического анализа, сбор материала осуществлялся методом сплошной выборки. Авторы выясняют, как писатели изображают переживание травмы детьми и подростками через их речь и мировосприятие. Для этого анализируются современные американские и ирландские романы, где рассказчиками являются дети и подростки, пережившие некие психологические и физические травматические события. Это романы Room Э. Донохью (2010), All the Lost Things М. Сакс (2019) и Infinite Jest Д. Ф. Уоллеса (1996). В результате анализа речи двух рассказчиков-детей 5 и 7 лет и рассказчика-подростка 17–18 лет выявляются следующие общие особенности изображения детской травмы в художественных произведениях: во-первых, использование противопоставления «inside» и «outside» определяющее как физическое местонахождение персонажей, так и их психическое состояние. Во-вторых, открытый финал и только намек на преодоление рассказчиками травмы. Во всех произведениях наблюдается только процесс переживания травмы рассказчиком-ребенком (-подростком), но не показаны взросление и последствия травмы в будущем, в чем заключается новизна такого подхода к описанию травмы у детей и подростков.
Ключевые слова: англоязычный роман; травма; литература о травме; рассказчик-ребенок; рассказчик-подросток

Для цитирования:

Николина, Н. Н. Отражение травмы в речи рассказчиков-детей в романах «Комната» Э. Донохью, «Все потерянные вещи» М. Сакс и «Бесконечная шутка» Д. Ф. Уоллеса / Н. Н. Николина, В. А. Каяво // Филологический класс. – 2023. – Том 28 ⋅ №3. – С. 235-247.

For citation

Nikolina, N. N., Kaiavo, V. A. (2023). Trauma and its Reflection in Juvenile Narrators’ Speech in E. Donoghue’s Room, M. Sacks’s All the Lost Things, and D. F. Wallace’s Infinite Jest. In Philological Class. 2023. Том 28 ⋅ №3. P. 235-247.

Об авторе (авторах) :

Николина Н.Н.  

Уральский федеральный университет имени первого Президента РФ Б. Н. Ельцина 

(Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8187-6829 SPIN-код: 5003-9377

 

Каяво В. А.

Уральский федеральный университет имени первого Президента РФ Б. Н. Ельцина 

(Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3416-798X

SPIN-код: 1067-0866

 

Б л а г о д а р н о с т и : исследование выполнено при финансовой поддержке Уральского гуманитарного института УрФУ (программа «Мой первый грант»).

Сроки публикации:

Дата поступления: 23.04.2023; дата публикации: 31.10.2023

Список литературы:

Киприна, С. В. Развитие темы детства в английской литературе второй половины XX века / С. В. Киприна // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2011. – № 1. – C. 153–158. 

Костылев, А. О. Обращение в детской речи / А. О. Костылев // Детская речь как предмет лингвистического изучения : межвуз. сб. науч. тр. – Ленинград : ЛГПИ, 1987. – С. 69–76.

Никулина, А. К. «Вырваться за пределы языка»: речь и молчание в романе Д. Ф. Уоллеса «Бесконечная шутка» / А. К. Никулина // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2020. – № 63. – С. 235–249. 

Чеботарева, И. М. Олицетворение в детской речи : автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. М. Чеботарева. – Белгород, 1996. – 16 с.

Baskin, J. Ordinary Unhappiness / J. Baskin. – Stanford, California : Stanford University Press, 2019. – 197 p.

Bell, R. H. A Reader’ Companion to Infinite Jest / R. H. Bell, W. C. Dowling. – Xlibris, 2005. – 318 p.

Caruth, C. Unclaimed Experience: Trauma, Narrative and History / C. Caruth. – Baltimore, London : The Johns Hopkins University Press, 1996. – 154 p.

Costello-Sullivan, K. “Stories Are a Different Kind of True”. Narrative and the Space of Recovery in Emma Donoghue’s Room / K. Costello-Sullivan // Trauma and Recovery in the Twenty-First-Century Irish Novel. – Syracuse, New York : Syracuse University Press, 2018. – P. 92–109.

de Bourcier, S. ‘They All Sound Like David Foster Wallace’: Syntax and Narrative in Infinite Jest, Brief In-

terviews with Hideous Men, Oblivion and The Pale King / S. de Bourcier // Orbit: A Journal of American Literature. – 2017. – Vol. 5, no. 1. – P. 1–30. – DOI: https://doi.org/10.16995/orbit.207.

Donoghue, E. Room / E. Donoghue. – London : Picador, 2010. – 401 p.

Felman, S. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis, and History / S. Felman, D. Laub. – New York : Routledge, 1992. – 283 p.

Marder, E. Trauma and Literary Studies: Some “Enabling Questions” / E. Marder // Reading On: A Journal of Theory and Criticism. – 2006. – Vol. 1, no. 1. – P. 1–6. 

Nadal, M. Trauma in Contemporary Literature: Narrative and Representation / M. Nadal, M. Calvo – New York : Routledge, 2014. – 260 p.

Rubik, M. Out of the Dungeon, into the World: Aspects of the Prison Novel in Emma Donoghue’s Room / M. Rubik // How to Do Things with Narrative: Cognitive and Diachronic Perspectives / ed. by J. Alber, G. Olson. – Berlin ; Boston : De Gruyter, 2017. – P. 219–240.

Sacks, M. All the Lost Things / M. Sacks. – New York ; Boston ; London : Little, Brown and Company, 2019. – 288 p.

Sehgal, P. The Case Against the Trauma Plot / P. Sehgal. – Text : electronic // The New Yorker. – 2022. – URL: https://www.newyorker.com/magazine/2022/01/03/the-case-against-the-trauma-plot (mode of access:

22.02.2023).

Sütterlin, N. A. History of trauma theory / N. A. Sütterlin // The Routledge Companion to Literature and Trauma / ed. C. Davis, H. Meretoja. – London ; New York : Routledge, 2020. – P. 11–22.

Wallace, D. F. Infinite Jest / D. F. Wallace. – New York : Little, Brown and Company, 2009. – 2253 p.