Вам может быть интересно:
Архив журнала
Обучение инофонов русскому языку на примере жизни и творчества А. С. Грина
- 243
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-1-160-169
Аннотация: В статье представлен опыт работы по развитию речи иностранных студентов на материале жизни и творчества А. С. Грина. Отмечается, что методическая составляющая в обучении русскому языку как иностранному должна быть связана со знакомством иностранных студентов с культурными традициями страны изучаемого языка. Подчеркивается, что укрепление позиций русского языка в настоящее время особенно актуально, поэтому введение в систему занятий текстов произведений, связанных с региональным компонентом, позволит углубить интерес иностранных учащихся к русской культуре. А. С. Грина можно назвать культурным кодом не только Вятского края, но и России, поэтому целью данной статьи является специфика методических подходов для мотивации интереса учащихся-инофонов к русскому языку, русским традициям, истории той страны и края, где они учатся. В статье приводятся примеры предтекстовой, притекстовой и послетекстовой работы с произведениями писателя, дается пример текстового материала презентации, подробно рассказывается о логике занятий по рассказу А. С. Грина «Игрушка», связанного с реалиями тех мест, где жил известный писатель-фантаст. Делается вывод о том, что использование произведений А. С. Грина на занятиях с иностранными учащимися помогает преподавателю решить не только практические задачи обучения языку, но и сформировать системные знания о национальных культурных и языковых ценностях русского народа. Статья представляет интерес для преподавателей вузов, работающих с иностранными студентами, и для учителей школ при изучении творчества А. С. Грина.
Ключевые слова: культурный код; укрепление позиций русского языка; региональный компонент; художественный текст; А. С. Грин; учащиеся-инофоны; рассказ «Игрушка»
Для цитирования:
Исупова, С. М. Обучение инофонов русскому языку на примере жизни и творчества А. С. Грина / С. М. Исупова // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №1. – С. 160-169. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-160-169.
For citation
Isupova, S. M. (2024). Teaching Foreign Speakers Russian on the Example of the Life and Creative Activity of A. S. Grin. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №1. P. 160-169. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-160-169.
Об авторе (авторах) :
Исупова С.М.
Вятский государственный университет (Киров, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9439-6987
SPIN-код: 2136-1690
Сроки публикации:
Дата поступления: 12.01.2023; дата публикации: 31.03.2024Список литературы:
Акишина, А. А. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного / А. А. Акишина, О. Е. Каган. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Рус. яз. Курсы, 2002. – 256 с.
Варламов, А. Н. Александр Грин. Биография / А. Н. Варламов. – М. : Эксмо. Серия Литературные премии, 2010. – 544 с.
Варламова, Л. М. Дом-музей А. С. Грина. Путеводитель по музею А. С. Грина в Феодосии и филиалу музея в Старом Крыму / Л. М. Варламова. – Симферополь : Изд-во «Таврия», 1988. – 80 с.
Грин, А. С. Автобиографическая повесть / А. С. Грин. – Л. : Издательство писателей в Ленинграде, 1932. – 152 с.
Грин, А. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3 / А. С. Грин. – М. : Правда, 1980. – С. 391–395.
Дианова, Н. В. Русский язык в речевой культуре студентов-билингвов: динамический анализ / Н. В. Дианова // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. – 2021. – № 6(1). – С. 199–205.
Дьякова, Т. А. Методические основы формирования лингвокультурологической компетенции у ино- странных студентов на этапе довузовской подготовки / Т. А. Дьякова, Ж. И. Жеребцова, М. В. Холодкова // Неофилология. – 2016. – № 1(5). – С. 73–79.
Жизнь Александра Грина, рассказанная им самим и его современниками / под ред. Д. Лосева. – М. : Изд- во Литературного института им. А. М. Горького, 2012. – 560 с.
Зайцева, И. А. К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ / И. А. Зайцева // Молодой ученый. – 2017. – № 13(147). – С. 558–560.
Зайцева, И. А. Текст-биография на уроке русского языка как иностранного / И. А. Зайцева // Молодой ученый. – 2017. – № 9(143). – С. 326–329.
Захарова, Л. Н. Рефлексивное мышление: закономерности спонтанного использования и возможности развития / Л. Н. Захарова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социаль- ные науки. – 2001. – № 1. – С. 3–9.
Изергина, Н. П. Писатели в Вятке: Литературно-краеведческие очерки / Н. П. Изергина. – Киров : Волго- Вятское кн. изд-во, 1979. – 192 с.
Исупова, С. М. Работа над текстом при обучении русскому языку как неродному / С. М. Исупова // Фило- логические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2013. – № 5(23) : в 2 ч. Ч. I. – С. 65–67.
Кулибина, Н. В. Методика обучения чтению художественной литературы / Н. В. Кулибина. – М. : Флинта, 2021. – 304 с.
Кулибина, Н. В. Читаем по-русски : книга для учителя / Н. В. Кулибина. – Рига : Retorika, 2008. – 128 с. Медведева, О. Ю. Культурные традиции в образовании. Региональный компонент гуманитарного обра-
зования: проблемы реализации / О. Ю. Медведева // Материалы научно-практической конференции. – Екате- ринбург : Изд-во «Банк культурной информации», 2021.
Рева, А. В. Сборник стихотворений «Мера» / А. В. Рева. – Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1982. – 154 с.
Харчев, В. В. Поэзия и проза Александра Грина / В. В. Харчев. – Горький : Волго-Вятское книжное изда- тельство, 1975. – 254 с.
Чеснокова, М. П. Методика преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие / М. П. Чеснокова. – 2-е изд. перераб. – М. : МАДИ, 2015. – 132 с.