Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-1-170-82
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема обучения вторым иностранным языкам в неязыковом вузе (УрГЭУ) на современном этапе: определяются объемы обучения, его динамика, особенности, вопросы и возможные пути ре- шения. Целью исследования являются анализ перспектив обучения вторым языкам в неязыковом вузе и выработка рекомендаций по организации обучения студентов вторым языкам в текущих условиях. Методами исследования послужили контент-анализ существующих учебных планов соответствующих профилей подготовки, рабочих программ дисциплин, опрос обучающихся, статистический анализ результатов закрытых и интерпретационный анализ открытых вопросов, а также научные методы синтеза, индукции, обобщения, описания. Проведенное исследование показало наличие определенных проблем, в частности сохранение языкового многообразия в вузе (наличие обучения нескольким вторым иностранным языкам на профилях подготовки с международным компонентом) в условиях факультативного статуса дисциплины. В исследовании акцентируются необходимость формирования компетенций, определяемых УК-4, ПК-3 и ПК-4 у студентов рассматриваемых профилей подготовки, и, следовательно, востребованность второго иностранного языка в учебных планах. Кроме того, опрос студентов в текущий период подтвердил риск перевода дисциплины из учебного плана в разряд программ ДПО (падение количества обучающихся на 2/3). В статье разрабатываются рекомендации для сохранения языкового разнообразия и дальнейшего обучения вторым иностранным языкам, в частности наличие дисциплины в вариативной части базового учебного плана, формирование эффективных механизмов взаимодействия структур университета со студентами.
Ключевые слова: второй иностранный язык; языковая личность; неязыковой вуз; профиль подготовки; компетенции; учебный план; рабочая программа дисциплины; факультативная дисциплина

Для цитирования:

Стихина, И. А. Преподавание второго иностранного языка в современном неязыковом вузе: вызовы и перспективы / И. А. Стихина, Е. В. Ерофеева // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №1. – С. 170-182. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-170-82.

For citation

Stikhina, I. A., Erofeeva, E. V. (2024). Teaching a Second Foreign Language at a Modern Non-linguistic University: Challenges and Prospects. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №1. P. 170-182. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-170-82.

Об авторе (авторах) :

Стихина И.А.
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1955-6549

SPIN-код: 8460-9987


Ерофеева Е.В.
Уральский государственный педагогический университет
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8524-8851

SPIN-код: 9356-5214

Сроки публикации:

Дата поступления: 08.05.2023; дата публикации: 31.03.2024

Список литературы:

Баграмова, Н. В. Лингводидактические основы обучения второму иностранному языку / Н. В. Баграмова. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 221 с.
Барышников, Н. В. Методика обучения второму иностранному языку в школе / Н. В. Барышников. – М. : Просвещение, 2003. – 159 с.
Бец, М. В. Особенности речемыслительной деятельности билингвальной языковой личности / М. В. Бец // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 3(64). – С. 356–360.
Вайнрайх, У. Языковые контакты: Состояние и проблемы исследования / У. Вайнрайх. – Киев : Вища школа, 1979. – 264 c.
Лытаева, М. А. Второй иностранный язык в средней школе: осознанная необходимость / М. А. Лытаева, Н. В. Базина, А. М. Ионова // Ценности и смыслы. – 2018. – № 5(57). – С. 128–139.
Памяти Ю. Н. Караулова // Вопросы психолингвистики. – 2020. – № 3(45).
Рыбкина, С. Н. Опыт реализации концепции мультилингвального обучения в неязыковом вузе / С. Н. Рыбкина // Концепт. – 2017. –№ V9. – URL: http://e-koncept.ru/2017/171021.htm (дата обращения: 05.04.2023).
Рябцева, О. М. Билингвизм в современном мире / О. М. Рябцева // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2011. – № 10(123). – С. 116–123.
Стихина, И. А. Профессиональная подготовка в условиях «новой нормальности» / И. А. Стихина // Урал – драйвер неоиндустриального и инновационного развития России : материалы IV Уральского экономического форума, Екатеринбург, 20–21 октября 2022 года. – Екатеринбург : Уральский государственный экономический университет, 2022. – С. 303–306.
Стихина, И. А. Мифы как интертекстуальный компонент при анализе текста / И. А. Стихина // Профессиональное лингвообразование : материалы седьмой международной научно-практической конференции. – Нижний Новгород, 2013. – С. 301–305.
Филин, Ф. П. Современное общественное развитие и проблемы двуязычия / Ф. П. Филин // Проблемы двуязычия и многоязычия. – М. : Наука, 1972. – С. 13–25.
Хрусталёва, О. Н. Формирование языковой личности школьника в условиях полилингвального образова- ния : автореф. дис. … канд. пед. наук / О. Н. Хрусталёва. – 2002а. – 23 с.
Хрусталёва, О. Н. Формирование языковой личности школьника в условиях полилингвального образова- ния : дис. … канд. пед. наук / О. Н. Хрусталёва. – 2002б. – 178 с.
Хэкетт-Джонс, А. В. От билингвизма к полилингвизму: концепции многоязычия в условиях новой обра- зовательной реальности / А. В. Хэкетт-Джонс // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 3(45), часть 4. – С. 104–106.
Coste, D. Plurilingual and Pluricultural Competence: Studies toward a Common European Framework of Refer- ence for language learning and teaching / D. Coste, D. Moore, G. Zarate. – Text : electronic // Language Policy Divi- sion. – Strasbourg, 2009. – URL: http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/SourcePublications/ CompetencePlurilingue09web_en.pdf (mode of access: 08.04.2023).
Freie Universität Berlin. Studienangebot. Betriebswirtschaftlehre. – URL: https://www.fu- berlin.de/studium/studienangebot/grundstaendige/betriebswirtschaftslehre_mono/index.html (mode of access: 27.10.2023). – Text : electronic.
Hochschulrektorenkonferenz. Empfehlung “Sprachenpolitik an deutschen Hochschulen”. – URL: https://www.hrk.de/positionen/beschluss/detail/empfehlung-sprachenpolitik-an-deutschen-hochschulen/ (mode of access: 27.10.2023). – Text : electronic.
Stellungnahme von HRK und DAAD zum Europäischen Jahr der Sprachen-Manahmen zur Förderung des Fremdsprachenlernens an Hochschulen in Hinblick auf den europäischen Einigungsproze und die akademische Mo- bilität. – 2001. – URL: https://www.hrk.de/uploads/tx_szconvention/stellungnahme_hrk-daad_sprachen.pdf (mode of access: 27.10.2023). – Text : electronic.