Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-04-07
Аннотация: Предмет статьи — приемы выявления авторской позиции в классическом тексте. Тема раскрывается на примере работы с произведением А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе. В статье дается краткий обзор методических концепций изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в школе и предлагается система приемов выявления авторской позиции в произведении на этапах восприятия, анализа и интерпретации текста на уроке литературы, построенном как учебный диалог. Общая логика работы с текстом произведения предполагает работу с системой персонажей, ключевыми эпизодами и повторяющимися мотивами в романе. Особенность предложенной концепции изучения произведения заключается в том, что она строится на основе индивидуального запроса ученической аудитории, что позволяет обеспечить активную деятельность обучающихся на уроке, уточнить и углубить понимание текста и создать условия для рефлексии в ходе работы над сочинением по роману. Предложенная система организации учебных занятий дает возможность избежать иллюзорного знания и понимания текста классического произведения современным школьником. Материалы статьи могут быть использованы в ходе подготовки к урокам литературы в средней школе.
Ключевые слова: АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ, УЧЕБНЫЕ ДИАЛОГИ, АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ, МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ, СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ МОТИВЫ
Abstract: The object of the article is classical text, namely ways of finding out author's attitude in it. This theme can be illustrated by the example of the book «Captain's Daughter» (A. Pushkin) that is studied in the 8-th grade. Review of methodological concepts of studying the novel in school is given in the article. Moreover, the article offers the system of methods to identify the author's position on the stages of perception, analysis and interpretation of the text in the Literature classes. The form is educational dialogue. The general logic of working with the text demands working with the system of characters, the key episodes and recurring motifs in the novel. The peculiarity of the proposed concept of studying is that it's based on individual request of student audience. It allows to provide activity among students, clarify and deepen understanding of the text, and create conditions for the reflection during the work on writing an essay. The proposed system of organizing lessons gives an opportunity to avoid illusory knowledge and misunderstanding of the classical text by students. Materials of the article could be used in preparation for the lessons of literature in high school.
Key words: AUTHOR'S POSITION, EDUCATIONAL DIALOGUES, LITERARY ANALYSIS, RUSSIAN LITERATURE, HISTORICAL NOVELS, METHODS OF TEACHING LITERATURE, CHARACTERS, SYSTEM OF CHARACTERS, LITERARY MOTIFS

Для цитирования:

Алексеева, М. А. Приемы выявления авторской позиции при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» / М. А. Алексеева // Филологический класс. – 2016. – №4 (46). – С. 49-57. DOI 10.26710/fk16-04-07 .

For citation

Alekseeva, M. A. Methods of Finding Out Author’s Position in the Novel «Captain’s Daughter» by A. Pushkin / M. A. Alekseeva // Philological Class. – 2016. – №4 (46). – P. 49-57. DOI 10.26710/fk16-04-07 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in