Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-04-06
Аннотация: В статье рассмотрен вопрос о своеобразии художественного решения А. С. Пушкиным вопроса о взаимодействии характера и обстоятельств в романе «Евгений Онегин». Автор обращает внимание на изначальную сложность пушкинского понимания данной проблемы. В результате творческого исследования роли, которую играет окружающая среда в процессе формирования человеческого характера, писатель приходит не только к пониманию важности данного фактора, но и обнаруживает невозможность объяснения логики развития внутреннего мира героев романа только влиянием обстоятельств. Наличие врожденных, природных свойств является причиной избирательной реакции на воздействие окружающей среды: оказавшись в сходных обстоятельствах, герои романа по-разному на них реагируют. Одна и та же среда может порождать абсолютно разные характеры, как показывает сравнительный анализ образов Татьяны и Ольги. Отсюда — идея активной позиции характера в процессе его взаимодействия с обстоятельствами, которая к концу работы над романом приводит его автора к открытию возможности внутреннего сопротивления среде, что убедительно доказывает жизненная позиция, осознанно выбранная Татьяной. Статья призвана помочь учителям в организации работы по изучению романа «Евгений Онегин» в средней школе.
Ключевые слова: РЕАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, ХАРАКТЕР ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ, МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ, УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
Abstract: The article examines the question of the originality of the art solution to the question of the interaction of the nature and circumstances in the novel «Eugene Onegin». The author draws attention to the complexity of the original Pushkin's understanding of the problem. As a result of creative research on the role played by the environment in the process of formation of the human character, the writer does not only come to understand the importance of this factor, but finds itself unable to explain the logic of the characters’ inner world development in the novel only due to the influence of circumstances. The presence of congenital, natural qualities is the cause of selective reaction to the impact of the environment: finding themselves in similar circumstances, the heroes of the novel respond to them differently. One and the same environment can give rise to completely different characters, as shown by the comparative analysis of Tatiana and Olga. Hence — the idea of the active position of the character in the process of interaction with the circumstances, which by the end of work on the novel leads the author to the discovery of the possibility of the internal resistance to the environment. This is proven by life position consciously chosen by Tatiana. The article is designed to help teachers in the organization of work on the study of the novel «Eugene Onegin» in high school.
Key words: REALISM, ROMANTICISM, RUSSIAN LITERATURE, ENVIRONMENT, LITERARY CHARACTERS, FICTIONAL CHARACTERS, METHODS OF TEACHING LITERATURE, LITERATURE LESSONS

Для цитирования:

Ложкова, Т. А. Урок «самостоянья человека»: диалектика характера и обстоятельств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» / Т. А. Ложкова // Филологический класс. – 2016. – №4 (46). – С. 42-48. DOI 10.26710/fk16-04-06 .

For citation

Lozhkova, T. A. A Lesson of «Human Self-dependence»: The Dialectic of the Nature and Circumstances in the Novel «Eugene Onegin» by Alexander Pushkin / T. A. Lozhkova // Philological Class. – 2016. – №4 (46). – P. 42-48. DOI 10.26710/fk16-04-06 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in