Вам может быть интересно:
Архив журнала
А. П. Чехов и В. И. Несмелов: к проблеме построения художественной антропологии
- 3
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-3-56-66
Аннотация: В статье предпринята попытка обосновать понятие «художественной антропологии» и раскрыть принципы этого познавательного метода на примере рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Предложен ряд вопросов, позволяющих выявить и описать особенности понимания и изображения человека тем или иным писателем: какие антропологические категории используются в тексте? в каком соотношении находятся «элементы», из которых состоит человек? каким изменениям (биологическим, социальным, духовным) он подвержен и какие способы изображения динамичной природы человека использует писатель? в какое общение и с кем способен вступить человек и как это общение его меняет? на какие философские и богословские антропологические теории опирается автор при создании образа человека? Выявление оригинальной антропологической модели Чехова позволяет установить, что на лексическом уровне можно говорить об отказе писателя от традиционной антропологической лексики, замене категории «душа» понятиями «мысль», «сознание», что типично для психологической науки конца XIX в. Писатель точно фиксирует психофизические состояния своих героев, вызванные болезнью, передает особые состояния-атмосферы, которые захватывают персонажей помимо их воли. Однако рассказ обнаруживает также потребность А. П. Чехова говорить о том ядре человека, которое выходит за границы психофизических явлений. Сущностные изменения, происходящие с «Бронзой», передаются при помощи изменения имени. Герой обретает имя, становится Яковом, лицом, способным к общению с другим человеком, Жизнью, Богом. Три фазы в изменении героя фиксируются троекратным употреблением наречия «вдруг». Животворящей силой в рассказе обладают память, природа и «другой», который провоцирует, выводит к общению из замкнутости на самом себе. Именно в сфере отношений к «другому» А. П. Чехов более всего обнаруживает свое тяготение к аксиологическим установкам русской классической литературы. В статье антропологические представления Чехова сопоставлены с ключевыми положениями работы В. И. Несмелова «Наука о человеке».
Ключевые слова: русская литература; русские писатели; литературное творчество; литературные жанры; рассказы; литературные сюжеты; литературные образы; художественные тексты; художественная антропология; А. П. Чехов; душа; сознание; самосознание; человек; образ человека; В. И. Несмелов; ресентимент; научная литература; научные тексты
Для цитирования:
Балакшина, Ю. В. А. П. Чехов и В. И. Несмелов: к проблеме построения художественной антропологии / Ю. В. Балакшина. – Текст : непосредственный // Филологический класс. – 2025. – Том 30 • № 3. – С. 56-66. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-3-56-66.
For citation
Balakshina, Iu. V. (2025). A. P. Chekhov and V. I. Nesmelov: On the Problem of Constructing Artistic Anthropology. In Philological Class. 2025. Том 30 • № 3. P. 56-66. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-3-56-66.
Об авторе (авторах) :
Балакшина Ю. В.
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
(Санкт-Петербург, Россия)
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4187-1633
SPIN-код: 8684-7660
Сроки публикации:
Дата поступления: 11.02.2025; дата публикации: 31.10.2025Список литературы:
Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев. – Москва : АСТ [и др.], 2010. – 316 с. – EDN PFBCIH.
Бочаров, С. Г. Л. Толстой и новое понимание человека. «Диалектика души» / С. Г. Бочаров // Литература и новый человек. – Москва : Издательство АН СССР, 1963. – С. 224–308.
Братусь, Б. С. Проблема возвращения категории «души» в научную психологию / Б. С. Братусь // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 3–12. – DOI: 10.11621/npj.2014.0301. – EDN TPVJVT.
Гаврюшин, Н. К. Русское богословие. Очерки и портреты / Н. К. Гаврюшин ; Нижегородская духовная семинария. – Нижний Новгород : Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Нижегородская духовная семинария Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», 2011. – 672 с. – EDN BEBQMG.
Гончаров, С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте / С. А. Гончаров. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 1997. – 338 с. – EDN RQDAXP.
Захаров, В. Н. Художественная антропология Достоевского / В. Н. Захаров // Проблемы исторической поэтики. – 2013. – № 11. – С. 150–164. – EDN RTXNCP.
Еремин, П. «Скрипка Ротшильда» А. П. Чехова– связь с традициями русской классики / П. Еремин // Вопросы литературы. – 1991. – № 4. – C. 93–123.
Катаев, В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации / В. Б. Катаев. – Москва : Издательство Московского университета, 1979. – 326 с.
Колобаева, Л. А. Концепция личности в русской реалистической литературе рубежа XIX–XX веков / Л. А. Колобаева. – Москва : Издательство Московского университета, 1987. – 174 с.
Кочетков, Г. Новая христианская антропология: «горизонтальное» и «вертикальное» измерение человека / Г. Кочетков // Вестник Свято-Филаретовского института. – 2022. – № 43. – С. 12–43. – DOI: 10.25803/
26587599_2022_43_12. – EDN QWOVML.
Кубасов, А. В. Семантика нарративной структуры рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» / А. В. Кубасов // Филологический класс. – 2010. – № 24. – С. 67–72. – EDN OIKDEP.
Линков, В. Я. Художественный мир прозы Чехова / В. Я. Линков. – Москва : ЛЕНАНД, 2014. – 136 с.
Меве, Е. Б. Медицина в творчестве и жизни А. П. Чехова / Е. Б. Меве. – Киев : Здоровья, 1989. – 280 с.
Несмелов, В. Наука о человеке. Опыт психической истории и критики основных вопросов жизни. Т. 1 / В. Несмелов. – Казань : Типо-литография Императорского университета, 1898. – 466 с.
Полоцкая, Э. А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова / Э. А. Полоцкая // Достоевский и русские писатели. Традиции. Новаторство. Мастерство. – Москва : Советский писатель, 1971. – С. 184–245.
Пушкин, А. С. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 2 / А. С. Пушкин. – Москва : Художественная литература, 1974. – 685 с.
Родионова, О. И. Антропологическая концепция А. П. Чехова: попытка реконструкции / О. И. Родионова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – № 4-4. – С. 57–61. – EDN SJIBUN.
«Скрипка Ротшильда» А. П. Чехова : сб. статей / редкол.: Ю. В. Доманский, А. Н. Ярко, Н. В. Володина, А. В. Чернова. – Череповец : Череповецкий государственный университет, 2009. – 83 с.
Степанов, А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова / А. Д. Степанов. – Москва : Языки славянской культуры, 2005. – 396 с. – EDN QRHHMF.
Сухих, И. Н. Проблемы поэтики Чехова / И. Н. Сухих. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург : Филологический факультет СПбГУ, 2007. – 492 с.
Ткачева, Р. А. «…прозвище у него было почему-то – Бронза» (по рассказу А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда») / Р. А. Ткачева, Н. Д. Михайлова, Е. Д. Аксенова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 12-5 (114). – С. 16–19. – DOI: 10.23670/IRJ.2021.114.12.155. – EDN BAQDZG.
Тюпа, В. И. Художественность чеховского рассказа : учебное пособие / В. И. Тюпа. – 5-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2023. – 196 с.
Удодов, Б. Т. Пушкин: художественная антропология / Б. Т. Удодов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 1999. – 302 с.
Чехов, А. П. Врачебное дело в России : материалы к диссертации / А. П. Чехов. – Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 104 с.
Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Т. 6. [Рассказы], 1887 / А. П. Чехов. – Москва : Наука, 1976. – 736 с.
Чехов, А. П. Скрипка Ротшильда / А. П. Чехов // Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Т. 8. [Рассказы. Повести], 1892–1894. – Москва : Наука, 1977. – С. 297–305.
Чудаков, А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение / А. П. Чудаков. – Москва : Советский писатель, 1986. – 379 с. – EDN VUHMDV.
Шмид, В. Мнимое прозрение Ивана Великопольского («Студент») / В. Шмид // Проза как поэзия: Статьи о повествовании в русской литературе. – Санкт-Петербург : Издательство Гуманитарного агентства «Академический проспект», 1994. – С. 167–183.
