Вам может быть интересно:
Архив журнала
Анализ произведений современных русских поэтов на олимпиаде по литературе
- 4
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-3-176-184
Аннотация: В статье представлены способы целостного анализа поэтических произведений современных русских поэтов, ориентированные на подготовку школьников старших классов и студентов к выполнению заданий на анализ лирических текстов. Целью работы являются выявление ключевых принципов и этапов самостоятельного анализа литературного произведения и описание минимального набора аналитических инструментов, позволяющих эффективно осмыслять сложные тексты, предлагаемые, в частности, на разных этапах Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Актуальность разработки обусловлена усложнением поэтики современных текстов, отказом от традиционных риторических моделей и жанров, а также необходимостью выявления гибкой и персонализированной аналитической методики. В центре внимания – задачи подготовки читателя-исследователя к работе с многоуровневым текстом, в котором важно уметь выявлять как внутренние (контекстуальные), так и внешние (интертекстуальные, культурные) связи.
Методика объединяет элементы имманентного, интертекстуального и лингвистического анализа. Среди ключевых действий выделяются: фиксация точек читательского удивления, отбор и сопоставление репрезентативных фрагментов, анализ повторов, риторических фигур, просодических элементов, синтаксической деформации, а также интерпретация смысловых закономерностей. Особое внимание уделяется определению субъектной организации поэтического текста.
На примере стихотворений Бориса Рыжего и Юлии Пикаловой демонстрируются различные варианты начала анализа и раскрывается потенциал читательской рефлексии как движущей силы интерпретации. Автор приходит к выводу о том, что целенаправленное и гибкое сочетание литературоведческого инструментария с индивидуальным опытом читателя способствует не только выполнению аналитических заданий, но и формированию зрелой аналитической компетентности и способности видеть художественный текст как систему сложных поэтических кодов. Истолкование поэтического текста, основанное на обнаруженных закономерностях устройства как «внутреннего мира», так и текста произведения, требует выделения, сравнения, сопоставления элементов поэтического текста; рефлексии, обобщения сделанных наблюдений, умения выразить необходимое, не перегружая свой текст-рефлексию.
Ключевые слова: русская современная поэзия; русские поэты; поэтическое творчество; поэтические жанры; поэтические тексты; методика преподавания литературы; старшеклассники; школьные олимпиады; олимпиадные задания; анализ поэтического текста; целостный анализ текста
Для цитирования:
Дрейфельд, О. В. Анализ произведений современных русских поэтов на олимпиаде по литературе / О. В. Дрейфельд. – Текст : непосредственный // Филологический класс. – 2025. – Том 30 • № 3. – С. 176-184. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-3-176-184.
For citation
Dreifeld, O. V. (2025). Analysis of the Works of the Modern Russian Poets in Olympiad Tasks in Literature. In Philological Class. 2025. Том 30 • № 3. P. 176-184. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-3-176-184.
Об авторе (авторах) :
Дрейфельд О. В.
Кемеровский государственный медицинский университет (Кемерово, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3612-0237
SPIN-код: 9605-6551
Сроки публикации:
Дата поступления: 23.05.2025; дата публикации: 31.10.2025Список литературы:
Источники
Пикалова, Ю. Картины / Ю. Пикалова // Нева. – 2022. – № 8. – С. 8–9.
Рыжий, Б. Приснится воздух / Б. Рыжий // Знамя. – 2005. – URL: https://znamlit.ru/publication.php?id=2559 (дата обращения: 22.10.2025).
Литература
Ахметова, Г. А. Аналитические задания на Всероссийской олимпиаде школьников по литературе: интертекстуальные смыслы / Г. А. Ахметова // Вестник Башкирского университета. – 2021. – Т. 26, № 2. – С. 485–489. – DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2021.2.37. – EDN LYXATM.
Бахтин, М. М. Проблема текста / М. М. Бахтин // Собрание сочинений : в 7 т. Т. 5. – Москва, 1996. – С. 306–326.
Беляева, Н. В. Углубленный аспект анализа лирики при подготовке старшеклассников к олимпиаде по литературе / Н. В. Беляева // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 1. – С. 52–60. – EDN YQRMJD.
Бонди, С. М. О ритме / С. М. Бонди // Контекст. Литературно-теоретические исследования. – 1977. – Т. 1976. – С. 100–129.
Бройтман, С. Н. Лирический субъект / С. Н. Бройтман // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. – Москва : Intrada, 2008. – С. 112–113.
Витгенштейн, Л. Философские работы. Ч. 1 / Л. Витгенштейн. – Москва : Гнозис, 1994. – 544 с.
Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. – Москва, 1991. – 370 с.
Дрейфельд, О. В. Литературное произведение. Теория и практика анализа : учебное пособие для вузов / О. В. Дрейфельд. – Санкт-Петербург : Лань, 2025. – 156 с.
Жирмунский, В. Композиция лирических стихотворений / В. Жирмунский. – Петербург : Издательство ОПОЯЗ, 1921. – 110 с.
Корман, Б. О. Лирика Некрасова / Б. О. Корман. – Ижевск, 1978. – 299 с.
Корман, Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б. О. Корман ; предисл. и сост. В. И. Чулкова. – Ижевск : Издательство Удмуртского университета, 1992. – 236 с.
Кучина, Т. Г. Методы и приемы аналитической работы с произведениями современной русской поэзии в старших классах / Т. Г. Кучина // Филологический класс. – 2019. – № 1 (55). – С. 114–118. – DOI: 10.26170/FK19-01-16. – EDN XDCMYD.
Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература» / С. П. Лавлинский. – Москва : Издательский дом «Инфра-М», 2003. – 384 с. – EDN RAYUDZ.
Лотман, Ю. М. Лекции по структуральной поэтике / Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – Москва : Гнозис, 1994. – С. 11–263.
Малкина, В. Я. Типология лирических субъектов / В. Я. Малкина // Новый филологический вестник. – 2023. – № 4 (67). – С. 20–31. – DOI: 10.54770/20729316-2023-4-18. – EDN NRIAJL.
Тамарченко, Н. Д. Точка зрения / Н. Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. – Москва : Intrada, 2008. – С. 266–267.
Тюпа, В. И. Палимпсестное сюжетосложение и лирика / В. И. Тюпа // Сюжетология и сюжетография. – 2024. – № 2. – С. 5–10. – DOI: 10.25205/2713-3133-2024-2-5-10. – EDN GRDYII.
Фуксон, Л. Ю. Чтение / Л. Ю. Фуксон. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2007. – 223 с.
Фуксон, Л. Ю. Ценностная структура / Л. Ю. Фуксон // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. – Москва : Intrada, 2008. – С. 290–292.
Шкаренков, П. П. Экфрасис / П. П. Шкаренков // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. – Москва : Intrada, 2008. – С. 301–302.
Яусс, Х. Р. История литературы как провокация литературоведения / Х. Р. Яусс // Новое литературное обозрение. – 1995. – № 12. – С. 34–84.
Hirsch, E. D. The aims of interpretation / E. D. Hirsch. – Chicago ; London : Chicago Press, 1976. – 274 p.
