Рубрика: ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Article: PDF
DOI: 10.26710/fk16-01-03
Аннотация: Статья посвящена современному осмыслению развития слов категории состояния (СКС) в синхронии и диахронии. В научной лингвистике, вузовской и школьной учебной литературе по русскому языку сегодня нет терминологического единообразия и согласованности относительно квалификации семантико-грамматической природы СКС, а также их устойчивого статуса среди других частей речи. В условиях свободного выбора авторских программ и учебников такая ситуация негативно отражается на школьной лингводидактике и итогах обучения в общероссийском масштабе. В статье обзорно представлен историко-лингвистический комментарий поэтапной лексикализации и грамматикализации имен определенной структуры с семантикой модальности, состояния и оценочности в предикативной функции. Особо выделены асистемные лексемы НАДО, НЕЛЬЗЯ, ЖАЛЬ. Обращение к историко-лингвистическим исследованиям и лексикографии показывает, что формирование СКС было результатом длительных системных исторических изменений при взаимодействии имен, местоимений и глаголов. Многовековой эволюционный процесс продолжается и сегодня, формируя уникальное восточнославянское (преимущественно русское!) языковое явление — СКС. Статья адресована учителям будущих филологов.
Ключевые слова: СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ, ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ, ЭВОЛЮЦИЯ МЕСТОИМЕНИЙ, ГЛАГОЛОВ, ЛЕКСИКАЛИЗАЦИЯ, ГРАММАТИКАЛИЗАЦИЯ

Для цитирования:

Глинкина, Л. А. О динамике слов категории состояния в истории русского языка / Л. А. Глинкина // Филологический класс. – 2016. – №1 (43). – С. 18-24. DOI 10.26710/fk16-01-03 .