Рубрика: ЕВРОПЕЙСКАЯ МАЛАЯ ПРОЗА И ЕЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-03-10
Аннотация: Исследование вводит в литературоведческий обиход неизвестный отечественному критику и читателю рассказ классика английской литературы ХХ века Уильяма Голдинга. Мастер большой формы, Голдинг лишь единожды рискнул обратиться к жанру короткого рассказа, напечатав в 1960 году «Мисс Пулкинхорн». Формально повествование следует традиции готического рассказа: место действия — средневековый собор, герои — служители и прихожане храма, сюжет — загадочные смерти, характерные колорит, мотивика и пр. Однако история ведется специфическим нарратором: соборным органистом, вспоминающим события давнего прошлого, что обусловлено как историей создания произведения (изначально это была радиопьеса), так и творческой установкой на исповедальный тон повествования. Подобная усложненная временная организация текста позволяет ему приблизиться к психологическому типу рассказа, посвященного онтологической проблематике. Одна из задач исследования — обосновать причины того особого внимания, которое сам писатель уделял своему рассказу. В некотором смысле рассказ «Мисс Пулкинхорн» можно считать «эмбрионом» художественного мира Голдинга, обобщившим в себе идеи и концепции предшествующих романов «Повелитель мух» (1954), «Хапуга Мартин» (1956), «Свободное падение» (1959): концепция амбивалентной человеческой природы, образ Неведомого Бога, мотив «черного центра», образ ребенка-грешника и т. д. В то же время предложенный в статье анализ рассказа «Мисс Пулкинхорн» позволяет сделать ряд принципиальных замечаний относительно постепенно формировавшегося авторского замысла, реализованного в последующих романах писателя «Шпиль» (1964) и «Пирамида» (1967), где доминирующее значение приобретут соборный и провинциальный топосы, особое внимание будет уделено теме музыки, а некоторые герои рассказа получат свое полнокровное романное воплощение. Однако идеально организованная архитектоника рассказа, система символов, мотивов, художественных деталей и неоднозначная психологическая мотивировка главных героев выстраиваются в рассказе «Мисс Пулкинхорн» в целокупный художественный микрокосм и заставляют говорить о нем как о более чем достойном феномене художественного наследия У. Голдинга.
Ключевые слова: АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; АНГЛИЙСКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; РАССКАЗЫ; ГОТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

Для цитирования:

Кузнецова, А. И. Рассказ Уильяма Голдинга "Мисс Пулкинхорн" в контексте художественного мира писателя / А. И. Кузнецова // Филологический класс. – 2018. – №3 (53). – С. 67-72. DOI 10.26710/fk18-03-10 .