Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-03-13
Аннотация: В статье рассматриваются результаты эксперимента, проведенного с китайскими студентами, изучающими русский язык как иностранный. Предметом исследования является корреляция между, с одной стороны, эмоциональной тональностью учебных текстов, используемых для обучения инофонов русской пунктуации, а с другой – 1) субъективной оценкой самими иностранными студентами привлекательности и эффективности курса, а также 2) объективной успешностью обучения на базе таких текстов. В ходе экспериментальной работы привлекались предварительные результаты проекта по созданию компьютерного классификатора русскоязычных Интернет-текстов по их эмоциональной тональности, выполняемого Лабораторией прикладной лингвистики и когнитивных исследований Сибирского федерального университета. В эксперименте приняли участие 30 студентов из КНР. Они были разделены на 3 группы по 10 человек: две экспериментальные группы проходили обучение и контроль по теме «Пунктуация» на материале «радостных» и «грустных» текстов соответственно, и контрольная группа, работавшая с эмоционально нейтральными учебными текстами УМК. После проведения экспериментального обучения, а затем контроля, испытуемые, ответив на вопросы анкеты, оценили собственный интерес к курсу, его эффективность. Анализ результатов анкетирования и контроля показал, что эмоциональная тональность учебного текста оказывает существенное влияние на субъективную оценку процесса обучения и его объективную успешность: в «грустных» текстах в среднем делают меньше ошибок, чем  в «радостных» или нейтральных, но при этом работа с ними вызывает наименьший уровень удовлетворенности; работа же с «радостными» учебными текстами вызывает наибольший интерес, но демонстрирует меньшую результативность процесса обучения.
Ключевые слова: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ; СЕНТИМЕНТ-АНАЛИЗ; УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ; РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ; РУССКАЯ ПУНКТУАЦИЯ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА; МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ; КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ

Для цитирования:

Колмогорова, А. В. Эмоциональная тональность как значимый субъективный параметр учебного текста при овладении русским языком как иностранным / А. В. Колмогорова // Филологический класс. – 2019. – №3 (57). – С. 95-101. DOI 10.26170/FK19-03-13.