Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-01-18
Аннотация: Статья посвящена основополагающему экзистенциальному топосу модернистской поэзии – «трансцендентальной бездомности» (Лукач). Понятие трансцендентальной бездомности восходит к идеям Канта, Шопенгауэра, Ницше в Европе и трансцендентализму в Америке (Эмерсон, Торо). Идея трансцендентальной бездомности в приложении к модернистской поэзии означает запредельную (в прямом и переносном смысле слова) оставленность, покинутость человека богом и обществом и проявляется как в европейской поэзии, так и в литературе двух Америк. Сопоставление ряда текстов выявляет не только их интертекстуальные связи, но и живой диалог (Ходдис, Лихтенштейн, Клемм). Свое кульминационное выражение исследуемый топос получает в стихотворениях «конца света» (Ходдис, Клемм, Маклиш и др.), © Андреюшкина Т. Н., 2022 опирающихся на идеи О. Шпенглера о «закате Западного мира» и нигилизм Ницше. Немецкие экспрессионисты наиболее ярко выразили мотив «конца света» как продолжение мифологического сюжета «сумерек богов», запечатленного К. Пинтусом в антологии «Сумерки человечества» (1919/20). Логическое завершение топос находит в сонетах-эпитафиях (Унгаретти, Вальехо, Деснос и др.). В поэтологических сонетах (Унамуно, Бехер, Хименес, Мачадо и др.) поэтами предпринимается попытка выхода из ситуации трансцендентальной бездомности с помощью обращения к творческим потенциям языка, поэтической традиции, прославлению национальных поэтов. Сонет как форма, наиболее последовательно поддерживающая европейские поэтические традиции, оказалась наиболее приемлемой для выражения идеи возможности диалога культур и обретения языкового ковчега.
Ключевые слова: Трансцендентальная бездомность; поэтическое творчество; лирические жанры; поэтические мотивы; конец света; сонеты-эпитафии; модернизм; экспрессионизм; поэтологические сонеты.

Для цитирования:

Андреюшкина, Т. Н. «Трансцендентальная бездомность» в западных модернистских сонетах / Т. Н. Андреюшкина // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №1. – С. 166-178. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-18.

For citation

Andreiushkina, T. N. (2022). “Transcendental Homelessness” in Western Modernist Sonnets. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №1. P. 166-178. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-18.

Об авторе (авторах) :

Андреюшкина Т. Н.
Тольяттинский государственный университет (Тольятти, Россия)
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-2818-983X

Сроки публикации:

Дата поступления: 14.07.2021; дата публикации: 30.03.2022

Список литературы:

Андреюшкина, Т. Н. Cтихотворение-инвентаризация как поэтологический каталог / Т. Н. Андреюшкина // Миргород. – 2019. – № 2 (14). – C. 61-77.

Мачадо, А. Галереи души / А. Мачадо ; пер. В. Андреева. – СПб. : Азбука-классика, 2009. – 238 с.

Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М. : Сов. энциклопедия, 1991. – С. 370-371.

Рильке, Р. М. Сонеты к Орфею / Р. М. Рильке ; пер. с нем. А. Пурина. – СПб. : Азбука-классика, 2002. – 192 с.

Россиянов, О. Черное и белое / О. Россиянов // Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П. М. Топер. – М. : ИМЛИ РАН, 2008. – С. 635-637.

Симян, Т. С. K пониманию понятий «модерн», «модернизм», «авангардизм» в (пост)советском и немецком литературоведении (опыт унификации понятий) / Т. С. Симян // Критика и семиотика. –

2017. – № 2. – С. 326-359.

Bachmann, I. Werke. Bd. 1 / I. Bachmann ; hg. von Ch. Koschel. – München, 1978. – 840 S.

Becher, J. R. Gedichte 1949–1952 / J. R. Becher. – Berlin ; Weimar : Aufbau, 1973. – 537 S.

Contini, G. Sobre Ungaretti / G. Contini. – URL: https://ru.scribd.com/document/266639595/ GianfrancoContini-Sobre-Ungaretti (mode of access: 10.05.2021). – Text : electronic.

Freud, S. Hemmung, Symptom und Angst (1926) / S. Freud. – München : Kindler Verlag, 1978. – 87 S.

Friedrich, H. Die Struktur der modernen Lyrik. Von der Mitte des neunzehnten bis zur Mitte des zwanzigsten Jahrhunderts / H. Friedrich. – Reinbek bei Hamburg : Rowohlt, 1996. – 332 S.

Jiménez, J. R. Poetry / J. R. Jiménez. – URL: https://www.poetryfoundation.org/poetrymagazine/browse? volume=82&issue=4&page=12 (mode of access: 10.05.2021). – Text : electronic.

Lichtenstein, A. Die Dämmerung (1913) / A. Lichtenstein // Gesammelte Gedichte / hg. von K. Kanzog. – Zürich, 1962. – S. 44.

Lukács, G. Die Theorie des Romans. Ein geschichtsphilosophischer Versuch über die Formen der großen Epik (1916) / G. Lukács. – Berlin : P. Cassirer, 1971. – 169 S.

Lyrik des Exils / hg. v. W. Emmerich und S. Heil. – Stuttgart : Reclam, 1985. – 512 S.

Menschheitsdämmerung / hg. von K. Pinthus. – Berlin : Neuausgabe, 1996. – 384 S. 

Museum der modernen Poesie / eingerichtet von H. M. Enzensberger. – Suhrkamp, 2002. – 867 S.

Pessoa, F. 35 Sonnets / F. Pessoa. – URL: https://en.wikisource.org/wiki/35Sonnets (mode of access:

10.05.2021). – Text : electronic.

Rossetti, D. G. House of life / D. G. Rossetti. – URL: http://www.rossettiarchive.org/docs/s258. rap.html (mode of access: 10.05.2021). – Text : electronic.

Schopenhauer, A. Von der Nichtigkeit und dem Leiden des Lebens / A. Schopenhauer. – München : GRIN Verlag, 2014. – 11 S. 

Simmel, G. Der Konflikt der Kultur / G. Simmel. – München und Leipzig : Duncker & Humblot, 1918. – 48 S.

Spengler, O. Der Untergang des Abendlandes / O. Spengler. – Köln : Anaconda, 2017. – 1472 S.

Tillich, P. Gesammelte Werke. Schriften zur Theologie der Kultur / P. Tillich ; hg. von R. Aldrecht. – Berlin : De Gruyter, 2020. – 400 S.

Unamuno,       M.              Palabras /                  M. Unamuno.           –                 URL: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=155313 (mode of access: 10.05.2021). – Text : electronic.

Ungaretti, G. L’Allegria / G. Ungaretti. – Milano : Mondadori, 1969. – 88 p.