Article: PDF
Аннотация: В статье дан обзор современных методологических концепций изучения пространственных связей человека с бытием в едином поле философии и литературы. Рассмотрены некоторые аксиомы феноменологического, структурно-семиотического и собственно литературоведческого анализа методологических подходов, связанных с представлением о топосе, месте как части пространства, понятия «гетеротопия» и «гетеротопология». Для направления современного литературоведения, в котором понятия «пространственность» и «гетеротопия» приобретают конституционный статус, значимы феноменолого-топологические характеристики таких представителей новой французской критики, как Г. Башляр, М. Фуко, Ж. Деррида и Ж. Делез, а также Ж. Батай, Э. Левинас и М. Бланшо. Приведены дефиниции Д. Н. Замятина, стоящего у истоков новой междисциплинарной науки — имажинальной или гуманитарной географии. Автор статьи опирается на теоретические и философские идеи, связанные с анализом пространства и проблемой формирования культурной и национальной идентичности в трудах Н. Лосского, П. Флоренского, М. Бахтина, Б. Успенского. Русская проза традиционного направления рассматривается как художественный феномен, сформировавшийся в русле жанра путешествий, который берет начало в русской идее странничества. Одно из наиболее значительных проявлений уникальности данной философии пространства — хронотоп в текстах классиков XX века И. Бунина и М. Шолохова, в произведениях В. Распутина, В. Шукшина, В. Белова, В. Астафьева — корифеев «деревенской прозы», единственного в своем роде воплощения национального мировоззрения в литературном процессе 1950 — начала 2000-х годов.
Ключевые слова: ПРОСТРАНСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ И В ФИЛОСОФИИ ГЕТЕРОТОПОЛОГИЯ, ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ, ПРОСТРАНСТВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ПЛАТОНОВА, Л. ЛЕОНОВА, М. ШОЛОХОВА, «ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА»

Для цитирования:

Дырдин, А. А. Гетеротопология как стратегия литературно-философских исследований / А. А. Дырдин // Филологический класс. – 2015. – №4 (42). – С. 18-22.