Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-01-10
Аннотация: В статье рассматривается методический потенциал проблемных ситуаций, направленных на обучение старшеклассников написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Опираясь на методический принцип непрерывности работы по развитию речи, система уроков, выстроенная на основании проблемного подхода к обучению, позволяет достигать не только предметных, но и метапредметных результатов. Регулярно предлагая проводить взаимную проверку создаваемых фрагментов сочинения, учитель стимулирует развитие у обучающихся орфографической, пунктуационной и «речевой» (умение видеть речевые ошибки) зоркости. Даже ученики, изначально не обладавшие высоким уровнем предметных знаний по русскому языку, постепенно начинают ориентироваться в основных типах ошибок, совершаемых их одноклассниками при написании сочинениярассуждения. Навыки критического оценивания чужого текста при правильной педагогической поддержке положительно отражаются и на качестве создаваемых впоследствии собственных текстов. Подобным путём следует развивать и навык проверки сочинения по критериям, применяемым для оценивания сочинения-рассуждения на Едином государственном экзамене. Наиболее успешным ученикам в полной мере можно доверить оценку и по весьма трудным для ученической взаимной проверки критериям, связанным с логической структурой сочинения-рассуждения. Ученику, столкнувшемуся с проблемой создания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, следует помочь разделить её на менее сложные проблемы-составляющие и оказать педагогическую поддержку через ряд проблемных ситуаций, разрешение которых позволит ему существенно развить и свою речь, и основы логики, и навыки критического мышления.
Ключевые слова: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА, ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ, ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СОЗДАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Abstract: The article discusses the methodological potential of problem situations aimed at training high school students in writing essays, reflecting the text read. Based on the methodological principle of the continuity of work on the speech development, the system of lessons makes available an achievement both in subject and in metasubject results. Teacher regularly offers to carry out cross-checks of the created works in order to stimulate the development of students' spelling, punctuation and the skill of identifying speech mistakes in text. Even those students who initially have not had a high level of the substantive knowledge of the Russian language gradually begin to navigate the main types of classmates’ mistakes in opinion essays. Students’ skills of the critical evaluation of another person's text with the correct pedagogical support also make a positive impact on the quality of their own texts. The most successful students are able to get very difficult verification criteria connected with the logical structure of an opinion essay. The student faced with the challenge of creating an opinion essay after reading a text, should be helped to divide it into several less complex problems and components and be provided with educational support through the number of problem situations, the solution of which will allow to significantly develop student's speech, his foundations of logic and critical thinking skills.
Key words: METHODS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE, PROBLEM SITUATION, TRAINING, WRITING OPINION ESSAYS, DEVELOPMENT OF SPEECH, METASUBJECT RESULTS

Для цитирования:

Упоров, А. А. Методический потенциал проблемных ситуаций на уроках обучения сочинению-рассуждению по прочитанному тексту / А. А. Упоров // Филологический класс. – 2016. – №1 (43). – С. 67-70. DOI 10.26710/fk16-01-10 .

For citation

Uporov, A. A. Methodological Potential of Problem Situations in Teaching Writing an Opinion Essay / A. A. Uporov // Philological Class. – 2016. – №1 (43). – P. 67-70. DOI 10.26710/fk16-01-10 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.