Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: ПЕРЕЧИТЫВАЯ КЛАССИКУ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-01-11
Аннотация: В статье рассматриваются взгляды А. С. Пушкина на проблемы воспитания. Отвергая практически все образовательные институты своего времени, А. С. Пушкин требовал запретить домашнее воспитание как «самое безнравственное». Однако в его произведениях представлена целая галерея литературных героев, проведших детство «среди холопей» (Татьяна Ларина, Маша Дубровская, Пётр Гринёв и др.), что позволяет проанализировать парадоксы домашнего воспитания в произведениях А. С. Пушкина. В связи с этим ставится вопрос о значимости образа Митрофанушки для понимания образа пушкинского недоросля того же времени — Петруши Гринёва — в историческом романе «Капитанская дочка». Усиливаемая автором прецедентность образа Митрофанушки позволяет А. С. Пушкину не только подчеркнуть типичность жизни недоросля XVIII в., но и указать на расхождения в воспитании. Именно воспитание ведет к формированию личности, которая может сохранить «честь смолоду», несмотря на все «перевороты и переобороты» в жизни русского общества и во всех обстоятельствах бессмысленного и беспощадного русского бунта. С другой стороны, взгляд пережившего Пугачёвский бунт во всей его глубине и противоречивости Петра Гринёва на «младенческие годы» Петруши позволяет вновь обратиться к истокам воспитания и проанализировать все нюансы «домашнего воспитания» людей чести.
Ключевые слова: А.С. ПУШКИН, ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ, «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. ПУШКИНА, ФЕНОМЕН НЕДОРОСЛЯ, ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ТЕКСТ
Abstract: In this article A. S. Pushkin’s views on education problems are considered. Rejecting practically all educational institutes of the time, A. S. Pushkin demanded to forbid home education as «the most immoral». However, in his works the whole gallery of the literary heroes who have spent the childhood among «holops» is presented (Tatyana Larina, Masha Dubrovskaya, Pyotr Grinyov etc.), that allows to analyze paradoxes of home education in Pushkin’s works. In this regard the author of the article raises the question of the importance of Mitrofanushka image for understanding the image of Pushkin’s «minor» of the same period — Petrusha Grinyov – in the historical novel «The Captain’s Daughter». The precedentiality of Mitrofanushka image strengthened by the author allows A. S. Pushkin not only to emphasize typicalness of life of the minor of the 18th century, but also to point out the divergences in education which leads to formation of the personality that can watch his «honor while young», despite all «revolutions and returns» in Russian social life and in all circumstances of senseless and merciless Russian rebellion. On the other hand, Pyotr Grinyov’s mature standpoint on Petrusha’s «infantile years» allows him to appeal to sources of education again and to analyze all nuances of «home education» of people of honor.
Key words: A.S. PUSHKIN, PROBLEMS OF EDUCATION, «THE CAPTAIN’S DAUGHTER» BY A.S. PUSHKIN, PHENOMENON OF THE MINOR, PRECEDENT TEXT

Для цитирования:

Бекасова, Е. Н. Парадоксы воспитания: Недоросль Петруша Гринёв / Е. Н. Бекасова // Филологический класс. – 2016. – №1 (43). – С. 71-75. DOI 10.26710/fk16-01-11 .

For citation

Bekasova, E. N. Paradoxes of Education: Minor Petrusha Grinyov / E. N. Bekasova // Philological Class. – 2016. – №1 (43). – P. 71-75. DOI 10.26710/fk16-01-11 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.