Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-02-05
Аннотация: В статье рассматриваются принципы коммуникативной стратегии изучения литературного произведения, сопоставляется коммуникативная дидактика (ФРГ) и школа коммуникативной дидактики В. И. Тюпы и Ю. Л. Троицкого. Автор обосновывает доминантный принцип стратегии, связанный с актуализацией полюса адресата. Данный полюс включает героя-адресата, к которому обращены высказывания персонажей (изображённая коммуникация); образ читателя, выступающего в роли слушателя или собеседника автора на страницах произведения; адресата, принадлежащего внутреннему пространству текста; реального адресата, принадлежащего внешнему пространству текста, вступающего в диалог с текстом; адресата высказываний в коммуникативных дидактических ситуациях «учитель — ученик» и «ученик — ученик». Основные линии адресации выступают в качестве тактических ходов, обеспечивающих реализацию стратегической цели — формирование понимающего читателя. Реализация коммуникативной стратегии изучения литературного произведения осуществляется через анализ ситуаций общения, изображённых в произведении, анализ маркеров адресации, выявление функций образа читателя/слушателя в произведении, разгадывание «герменевтического кода» текста, формирование представлений об адресации и понимающем читателе конкретного автора, формирование установки на адресацию создаваемых учениками интерпретационных текстов, анализ интертекстуальных маркеров как расширение контекста понимания литературного произведения.
Ключевые слова: КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ, АДРЕСАЦИЯ, ПОЛЮС АДРЕСАТА, ПОНИМАЮЩИЙ ЧИТАТЕЛЬ, СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Abstract: The article describes the principles of the communicative strategy of studying a literary work comparing communicative didactics (Germany) and school of communicative didactics by V. I. Tyupy and J. L. Troitskiy. The author proves the dominant principle of the strategy related to the topicality of the «recipient's pole». This «recipient's pole» includes character-destination to which the statements are addressed characters (depicted communication); the image of the reader acting as the listener or interlocutor in the pages of the author of the work; destination owned the interior space of the text; real destination belonging to the outer space of the text, to enter into dialogue with the text; addressee statements in communicative teaching situations, «teacher — student» and «pupil — the pupil». Main address lines serve as tactical moves, ensuring realization of the strategic goal - the formation of an understanding of the reader. Implementation of communication strategy study of literary works through the analysis of communication situations depicted in the work, analysis addressing markers identifying the reader function / listener in the product, solving a «hermeneutic code» of the text, the formation of ideas about addressing and understand the reader a specific author, the formation of installation on addressing created by students of interpretation texts, analysis of intertextual markers as an extension of the context of understanding the literary work.
Key words: COMMUNICATIVE STRATEGY, ADDRESSING, THE «RECIPIENT'S POLE», THE UNDERSTANDING READER, THE SPECIFICITY OF ARTISTIC INFORMATION

Для цитирования:

Стрелец, Л. И. Коммуникативная стратегия изучения литературного произведения в школе / Л. И. Стрелец // Филологический класс. – 2016. – №2 (44). – С. 31-35. DOI 10.26710/fk16-02-05 .

For citation

Strelets, L. I. Communicative Strategy of Studying a Literary Work at School / L. I. Strelets // Philological Class. – 2016. – №2 (44). – P. 31-35. DOI 10.26710/fk16-02-05 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.