Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk17-01-04
Аннотация: Статья посвящена методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ). В ней рассматриваются особенности смоделированного многофункционального учебного текста и возможности работы с ним в конкретных условиях профессионального образования в университете. Методический прием «текст - таблица - текст» рассмотрен в плане информативного, коммуникативного и личностно-ориентированного подхода в преподавании РКИ. Предложена практика составления дотекстовых и послетекстовых таблиц, охарактеризованы возможности составления таблицы к тексту для развития языковой, речевой, а также коммуникативной компетенции в таких видах, как страноведческая и лингвокультурологическая. Заполненная таблица становится средством контроля и самоконтроля чтения, а также опорным планом (конспектом) для письменного или устного произведения самостоятельного текста, т.е. для конкретных форм дотекстового и послетекстового исследования. Таблица, как правило, составляется на базе учебного текста, сконструированного в соответствии с заданиями, но готовит к восприятию оригинального русского текста в любом из сложных письменных стилей (научного, официально-делового, публицистического, художественного). Это особо касается студентов выпускных курсов, получающих навыки изучения научной литературы и составления бакалаврских и магистерских работ в рамках научного стиля. Умение работать с таблицей повышает интерес иностранных студентов к восприятию иноязычного текста, поскольку предполагает творческий подход, выборочное исследование, установление конкретных связей элементов текста, определение моделей и их реализацию на новых примерах. Все это представляется актуальным на любом этапе и для любой формы изучения русского языка как иностранного.
Ключевые слова: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА, РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ, ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ, УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ, РАБОТА С ТЕКСТОМ
Abstract: The article is devoted to the methodological problems of teaching Russian as a foreign language. It discusses the peculiarities of the constructed multifunctional educational text and outlines the advantages of its use in the definite learning process at the university. The teaching method «text - table - text» has vivid opportunities in the development of the language skills and speaking competence. This method is analyzed from the point of view of informational, communicative and student-centered approaches used in teaching Russian as a foreign language. Pre-text and after-text tables are used to develop language skills. The process of making a table is described. The completed table becomes a means of control and self-management of reading as well as a reference plan (outline) for written or oral text production, i.e. for specific forms of the pre-textual and post-textual research. The table is usually made on the basis of the training text, constructed in accordance with the tasks, but it prepares for comprehension of the original Russian text in any of the sophisticated writing styles (scientific, official, journalistic, literary). This is particularly useful for the undergraduate students who acquire the skills of reading and comprehension of scientific works and write their Bachelor and Master dissertations in the scientific style. The ability to work with a table motivates foreign students to work with the text in a foreign language as it requires creative approach, sampling, establishment of specific relations of text elements, identifying patterns and implementing them using new examples. It seems relevant at any stage and for any form of learning Russian as a foreign language.
Key words: METHODS OF TEACHING RUSSIAN, RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, FOREIGN STUDENTS, METHODS OF TEACHING RUSSIAN AT HIGHER SCHOOL, ACADEMIC TEXT, EXERCISES ON THE TEXT

Для цитирования:

Гусельникова, М. Л. Работа со смоделированным многофункциональным текстом в преподавании русского языка как иностранного / М. Л. Гусельникова // Филологический класс. – 2017. – №1 (47). – С. 25-28. DOI 10.26710/fk17-01-04 .

For citation

Guselnikova, M. L. Working With the Constructed Multi-functional Text in Teaching Russian as a Foreign Language / M. L. Guselnikova // Philological Class. – 2017. – №1 (47). – P. 25-28. DOI 10.26710/fk17-01-04 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in