Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-19
Аннотация: Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем обучения русскому языку — проблеме формирования орфографической компетенции школьников среднего звена. В качестве средства повышения уровня орфографической грамотности обучающихся предлагается использовать на уроках методику, включающую элементы этимологического анализа. Необходимость разработки и внедрения новой методики определяется недостаточно эффективной реализацией работы с беспроверочными словами в рамках традиционных школьных учебно-методических пособий. Предлагается концепция использования этимологического анализа на уроках русского языка в средней школе, и приводятся варианты ее реализации для обучающихся разных возрастных групп среднего звена. Основными элементами, которые применяются вне зависимости от возраста школьников, являются 1) знакомство с этимологией слова или морфемы (рассказ учителя или самостоятельный поиск обучающимися информации в словарях); 2) подбор слов с изучаемой морфемой и определение их семантики; 3) фиксация схемы, содержащей исторически родственные слова; 4) составление предложений с подобранными словами. В статье содержится описание опыта применения разработанной методики, результаты позволили доказать, что при ее применении обучающиеся с легкостью, не прибегая к механическому заучиванию, усваивают написания словарных слов, содержащих непроверяемую с точки зрения современного русского языка орфограмму, что является подтверждением продуктивности разработанной методики. Использование этимологического анализа активизирует внимание обучающихся, способствует осознанному овладению правилами русского языка, расширяет их лексикон и кругозор, знакомит с историческими закономерностями развития языка, оставившими след в современном русском языке.
Ключевые слова: ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ; ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ; ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ; МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ; РУССКИЙ ЯЗЫК; МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ; УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА; ШКОЛЬНИКИ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Abstract: The article is devoted to one of the most important problems of teaching Russian — a problem of spelling competence of middle school students. As a means of increasing of the level of spelling literacy, it is offered to use a method including the elements of the etymological analysis of words at the lessons. The urgency of development and introduction of a new method is determined by insufficiency of traditional approach to teaching grammar. The concept of use of the etymological analysis at the lessons of Russian in middle school is offered and different variants of its implementation to teach students of different age groups are analyzed. The basic elements which are present, irregardless of the age of students: 1) acquaintance with the ethymology of a word or a morpheme (the etymology is explained by the teacher or the students search the information in dictionaries); 2) selection of words with a studied morpheme and definition of their semantics; 3) building of the diagram containing historically related words; 4) sentence building with the words. The description of experience of application of the developed method is presented in the article; the results have allowed to prove that students acquire the spelling competence and they do not need to consult a dictionary to properly spell the word. This fact confirms efficiency of the developed method. The use of the etymological analysis activates student’s attention, motivates them to learn the rules of Russian, expands their word stock and outlook, acquaints them with historical regularities of the language development, that affected modern Russian.
Key words: SPELLING LITERACY; SPELLING COMPETENCE; ETYMOLOGICAL ANALYSIS; THINKING; AGE PECULIARITIES; RUSSIAN; METHODS OF TEACHING RUSSIAN AT SCHOOL; RUSSIAN LANGUAGE LESSONS; PUPILS; METHODS OF TEACHING RUSSIAN

Для цитирования:

Кондратьева, О. Н. Этимологический анализ на уроках русского языка как одно из средств повышения орфографической грамотности учащихся среднего звена / О. Н. Кондратьева // Филологический класс. – 2018. – №2 (52). – С. 118-124. DOI 10.26710/fk18-02-19 .

For citation

Kondratyeva, O. N. The etymological analysis at the Russian language lessons as one of the means of orthographical literacy increase of middle-school students / O. N. Kondratyeva // Philological Class. – 2018. – №2 (52). – P. 118-124. DOI 10.26710/fk18-02-19 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in