Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-03-03
Аннотация: Особое место в обширном и разнообразном творчестве писателя Альфреда Хеншке, больше известного под псевдонимом Клабунд, занимает его самый знаменитый текст, своеобразный «Уленшпигель-роман», названный автором по имени его героя «Бракке». Центральной фигурой романа является шельмец и пройдоха Бракке, который, по воле автора, в первой половине XVI века становится известен своими плутовскими проделками в маркграфстве Бранденбург. Множество вариантов таких проделок и каверзных обманов главного героя автор позаимствовал из традиций шутовской сатиры и плутовского романа, при этом он воспользовался не оригинальными источниками, а так называемыми «народными» изданиями, или новыми изданиями «народных книг». Но и с этими текстами он обращается крайне вольно, меняет сюжетные линии, преобразует героев, очень интенсивно работает над языковой формой и стилем произведения. Особенно бросается в глаза экспрессионистская составляющая поэтики этого произведения — так называемый «стиль монтажа», паратаксис и бесчисленные эллипсы как синтаксическое отражение беспокойной и вечно гонимой куда-то натуры протагониста. Но все же большая часть сюжетных линий и коллизий романа является плодом воображения автора, а не результатом заимствования традиционных элементов: хотя Уленшпигель-традиция продолжается, но она переписывается и пишется заново. Так же, как и классический Тиль Уленшпигель, Бракке — не просто шельмец и балагур, но и необычайно образованный человек, он даже «умнее всех своих современников». Однако Клабунд на этом не останавливается, он до предела заостряет характер протагониста и его судьбу. Его новый Уленшпигель — художник в традиции придворных шутов, которые постоянно бросали в лицо своему ландграфу самую жестокую и горькую правду. Бракке — не просто шельмец, плут, мошенник и вор, который причиняет моральный и материальный вред своим крайне недалеким и ограниченным согражданам. Он символизирует фигуру радикального перелома, даже революции в экспрессионистском понимании. В своем протестном поведении, в своей беспощадной правде, в постоянных нападках на конвенциональные нормы общества он являет собой предвестника новой постбуржуазной эпохи. Самому ему не доведется пережить ее, но он — провозвестник нового времени. Бракке еще не становится Новым человеком экспрессионистской утопии, но в нем уже отчетливо проступают черты, возможности и способности такового.
Ключевые слова: РОМАНЫ; НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК; НАРОДНЫЕ КНИГИ; СТИЛЬ МОНТАЖА; ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО; ПРИДВОРНЫЕ ШУТЫ; ЭКСПРЕССИОНИСТСКАЯ УТОПИЯ; ВИТАЛИЗМ
Abstract: Special role in a wide variety of works of Alfred Henschke, known as Klabund, is played by the well-known novel «Bracke», resembling «Ulenspiegel novel». The name of the novel comes from the name of the main character. The key figure of the novel is a scoundrel and trickster Bracke, who in the first part of the XVI century becomes famous for his mischievous deeds in the Mark of Brandenburg. Many variants of tricks and cheats are borrowed by the writer from traditional clownish satire and picaresque romance; however he did not use the original sources, but the so-called «folk» variants or new versions of «folk tales». Even these texts are interpreted freely, the plot is transformed, the characters are modified, the language and style of the original text are altered. The expressionist component of the text is especially obvious; this is the so-called «diting style» characterized by parataxis and numerous elliptical constructions being a portrayal of the restless and drifting nature of the protagonist. However most of the storylines and collisions are the result of the author’s imagination, they are not borrowed: though Ulenspiegel-tradition is continued, it is re-written and restructured. Similar to the classical Till Eulenspiegel, Bracke is not a mere scoundrel and trickster, he is also an educated man who is «cleverer than his contemporaries». Klabund goes even further, he sharpens the character and fate of the protagonist. His new Eulenspiegel is an artist in the best tradition of court jesters, who often broke the truth to the Landgrave. Bracke is not just a scoundrel, trickster, fraud and robber who does moral and financial harm to his marrow-minded and stupid fellow countrymen; he symbolizes the figure of radical change, even revolution in its expressionist interpretation. In his unruly behavior, in his merciless truth, in his constant attack on norms and conventions, he is a messenger of the new post-bourgeois epoch. He himself will not live in that epoch, but he is its forerunner. Bracke is not yet a New person of expressionist utopia, but he embodies the features, opportunities and abilities of such.
Key words: NOVELS; NEW PERSON; FOLK BOOKS; INSTALLATION STYLE; LITERARY STYLES; LITERARY CREATIVITY; GERMAN LITERATURE; RETREAT; COURT JESTERS; EXPRESSIONIST UTOPIA; VITALISM

Для цитирования:

Богнер, Р. Klabunds Eulenspiegel-roman «Bracke» als vitalistischer entwure des expressionischen neuen menschen / Р. Богнер // Филологический класс. – 2018. – №3 (53). – С. 22-24. DOI 10.26710/fk18-03-03 .

For citation

Bogner, R. Ulenspiegel novel "Bracke" by Klabund as a vitalistic project of expressionistic new person / R. Bogner // Philological Class. – 2018. – №3 (53). – P. 22-24. DOI 10.26710/fk18-03-03 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in