Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-03-02
Аннотация: В статье анализируется корпус стихотворных произведений, составивших вышедшую в свет книгу «Русская поэтическая речь — 2016. Антология анонимных текстов». Фактор анонимности (имена 115 авторов — поэтов разных поколений, проживающих в городах России, дальнего и ближнего зарубежья, — не называются) способствует возможности выявления общих примет русской поэтической речи новейшего времени. В соответствии с целевой установкой осуществлена категориальная интерпретация входящих в антологию стихотворений как единого сверхтекста. Указанный подход позволил выявить образный потенциал «географичности» стиля, описать содержательное наполнение вербальных знаков пространства и времени, установить принципы философской трактовки времени в его динамике, дать общую характеристику хронотопа в связях и отношениях с образом коллективного автора, осмыслить особенности мировоззренческой позиции современного поэта как носителя русского языка, продолжателя национально-культурных и собственно литературных традиций. На основе выделения дифференциальных признаков ментально значимого концепта «поэтическое» прослеживаются способы репрезентации в речевой структуре сверхтекста возвышенного, неприземленного, задушевного. С позиции читательского восприятия анализируются средства, обеспечивающие реализацию эмоционально-воздействующей функции сверхтекста, которая, в частности, сопровождает сквозной мотив лингвоаксиологического сопротивления. Опора на обозначенную в трудах представителей русской формальной школы и их последователей дихотомию языка практического и языка поэтического определила вектор конкретизации эстетической функции собственно поэтических произведений в их отличии от текстов прикладной поэзии. Описаны значимые эвристические результаты поэтического речетворчества: неожиданные образные параллели, лежащие в основе массива компаративных тропов; включенные в актуальный процесс паронимической аттракции семантические сближения слов. Отмечено, что в области аффиксальных новообразований лингвоэвристическая составляющая современной поэтической речи проявляется менее ярко. Складывающиеся неконвенциональные тенденции, связанные с орфографическим, пунктуационным, графическим оформлением текста стихотворения, обозначены в общем виде.
Ключевые слова: ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО; РУССКАЯ ПОЭЗИЯ; СВЕРХТЕКСТЫ; ХРОНОТОПЫ; ЭВРИСТИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ; ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ; ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ; СТИХОТВОРЕНИЯ
Abstract: The article analyzes the collection of poetry texts, included in the recently published volume «Russian Poetic Speech — 2016. An Anthology of Anonymous Texts». The anonymity factor (the 115 poets of various generations, living in Russia and abroad, who contributed to the volume, were not named) certainly contributes to the discovery of common features in Russian poetic speech of the late modernity. One of the main goals of the research was to perform categorical interpretation of the poems comprising the volume as one super-text. This method allowed for discovery of the poetic value of the individual geographies of the authors, as well as for cataloguing the meaning behind the verbal designators of space and time in poetry. The method also permitted to establish the principles behind the philosophic interpretation of time in its dynamics, to give overall assessment of the chronotope in its connections and relations to the image of a Collective Author, and to rethink the worldview of collective contemporary poet as the carrier of Russian language and the heir to the cultural and literary traditions of the nation. Isolating differential features of the concept of ‘poetic’ led to the discovery of the representational means for the super-text of ‘elevated’, ‘non-earthly’, and ‘sincere’. The article also analyzes the means for realization of the emotional and influential functions of the super-text, which particularly accompanies the through motive of linguistic and axiological resistance. Treading upon the Russian Formalist school dichotomy between the practical and the poetical language, the research determines the vector for aesthetic function of properly poetic texts as opposed to the texts of ‘applied’ poetry. We explored and described meaningful heuristic results of poetic speech creation: the unexpected parallels behind the mass of comparative tropes, as well as semantic approximation of words, included in the actual process of paronymic attraction. We have noted that the linguo-heuristic feature of contemporary poetic speech is less apparent in neologisms with affix genesis. The article outlines emerging unconventional tendencies, connected to orthographic, punctuational and graphic aspects of a poetic text.
Key words: POETIC; RUSSIAN POETRY; SUPER-TEXTS; CHRONOTOPES; HEURISTIC RESULT; AESTHETIC FUNCTIONS; POETIC SPEECH; POEMS

Для цитирования:

Колларова, Э. Русская поэтическая речь сегодня / Э. Колларова, Н. А. Купина // Филологический класс. – 2018. – №3 (53). – С. 14-21. DOI 10.26710/fk18-03-02 .

For citation

Kollarova, E. Russian poetic speech today / E. Kollarova, N. A. Kupina // Philological Class. – 2018. – №3 (53). – P. 14-21. DOI 10.26710/fk18-03-02 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in