Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-01-21
Аннотация: Рассматриваются особенности жанра «мокьюментари» как жанра, возникшего на границе игрового и неигрового кино. Смысл и назначение «мокьюментари» лежат в самой природе кино, которое развивалось и как точное следование реальности, документу (линия Люмьеров), и как аттракцион (линия Мельеса). И в том, и в другом случае кино обладает возможностями имитации реальности. Мокьюментари представляет собой имитацию документа, поэтому рассматривается как вариант художественной провокации. В западно-европейском и американском кинематографе жанр мокьюментари приобретает популярность в середине прошлого века, что совпало с техническими возможностями производства фальсификаций, в первую очередь, медийных, следствием чего стала распространяться подозрительность к документу как таковому. В отечественном кинематографе жанр начинает развиваться в 90-е гг. прошлого века в контексте переоценки советской идеологии и мифологии. В статье исследуются и общие, и особенные черты жанра, характерные для отечественного фильма. Анализ семантики и прагматики фильмов Алексея Федорченко и Михаила Местецкого осуществляется на основе культурологического и киноведческого анализа. Исследуемый материал важен и для понимания эвристичности особого жанра кино, и для формирования установки на критическое отношение к любому нарративу.
Ключевые слова: КИНОФИЛЬМЫ, МОКЬЮМЕНТАРИ, РОССИЙСКОЕ КИНОИСКУССТВО, РОССИЙСКИЕ КИНОРЕЖИССЕРЫ
Abstract: The article is devoted to the genre of pseudo-documentary, often referred to as «mocumentary», that appeared on the border of fiction and non-fiction films. The meaning and purpose of «mocumentary» lies in the very nature of cinema. There were two lines in the history of cinema — Lumiere’s line as a strict adherence to reality and Méliès’ line, when the film is understood as an attraction. Mocumentary is a version of the art of provocation and, in fact, it can simulate reality. «Mocumentary» is a version of the art of provocation. Popularity of «mocumentary» in the Western cinematography grew in the middle of the previous century, which happened at the same time there appeared technical possibilities of the production of fraud in the media, the consequence of which is to spread suspicion on the document itself. In Russia this cinema genre begins to develop in the 90-ies of the XXth century in the context of the reassessment of the Soviet ideology and mythology. The article explores both general and special features of the genre characteristic of the national film. The analysis of semantics and pragmatics of Alexey Fedorchenko’s and Mikhail Mestetsky's films is carried out on the basis of culturological and cinematic analysis. The studied material is important for understanding the heuristics of a special genre of cinema, and for the creation of a critical attitude to any narrative.
Key words: FILMS, MOCUMENTARY, RUSSIAN CINEMATOGRAPHY, RUSSIAN FILM DIRECTORS

Для цитирования:

Немченко, Л. М. Мокьюментари: семантика и прагматика (на материале фильмов А. Федорченко и М. Местецкого) / Л. М. Немченко // Филологический класс. – 2018. – №1 (51). – С. 136-141. DOI 10.26710/fk18-01-21 .

For citation

Nemchenko, L. M. Pseudo-documentary: Semantics and Pragmatics (Based On A. Fedorchenko’s and M. Mestetsky's Films) / L. M. Nemchenko // Philological Class. – 2018. – №1 (51). – P. 136-141. DOI 10.26710/fk18-01-21 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.