Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-01-20
Аннотация: Жанр документальной мистификакции (mocumentary) исследуется в статье на примере одной из первых версий жанра в российской истории кино: кинофильме А. Федорченко «Первые на луне» 2005 года. Специфика данной версии рассмотрена сквозь призму разных типов отношения к советскому проекту в начале 2000-х годов. В центре анализа границ и оснований мистификации находится проблема доверия: к самому проекту, к мотивам действий тех, кто его осуществлял, к способам трансляции и репрезентации проектов. Целью данной статьи является поиск ответов на вопрос о том, как связана история советского проекта со способами его репрезентации: документами, кинохроникой, свидетельствами, художественными форматами, пропагандой. Применяется метод сопоставления способов осуществления советской индустриализации (мобилизация), специфики социалистического производства (растратный тип экономики) и способов представления результатов осуществления проектов (фальсификация статистики, показ достижений, снятие противоположности между фактом и художественным образом). Показана роль органов безопасности и режима секретности в решении проблемы доверия информации о прошлом. Ставится вопрос о месте жанра документальной мистификации внутри постмодернистской парадигмы и делается вывод о том, что эстетическая позиция режиссера А. Федорченко фиксирует выход за пределы концептуализма и отказ от иронической формы дистанции по отношению к советскому прошлому.
Ключевые слова: ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ МИСТИФИКАЦИЯ, РОССИЙСКОЕ КИНОИСКУССТВО, КИНОФИЛЬМЫ, РОССИЙСКИЕ КИНОРЕЖИССЕРЫ, СОВЕТСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Abstract: The genre of documentary mystification (mockumentary) is investigated in the article with use of one of its first versions in the Russian film history — Alexey Fedorchenko’s film “First on the Moon” (2005). The film is considered through the lens of the typology of the attitudes towards the Soviet civilizational project that existed in 2000s. The analysis is centered around the problem of trust, first, towards the Soviet project, second, towards the motives of its proponents, third, towards the ways in which this project was represented and popularized. The article aims to link the history of the Soviet project with the ways it was represented in the documents, documentary film, the testimonies, artistic representations and propaganda. The method of comparison is applied to the strategies of Soviet industrialization (mobilization), the socialist manufacturing (embezzlement-oriented type of economy) and the socialist reporting (statistics falsification, achievements demonstration, erasure of the opposition between a fact and an artistic image). The role of the secret services and the secrecybased regime in the problem of trust towards the information about the past is considered. The question about the place of the genre of documentary mystification in the postmodern paradigm is raised and the conclusion is drawn that the aesthetic position of the film director is marked by an abandonment of conceptualism and refusal to maintain the ironic distance towards the Soviet past.
Key words: PSEUDO-DOCUMENTARY, RUSSIAN CINEMATOGRAPHY, RUSSIAN FILM DIRECTORS, SOVIET INDUSTRIALIZATION, SOCIALIST REALISM

Для цитирования:

Круглова, Т. А. Вперед или назад к мечте: о кинофильме А. Федорченко «Первые на Луне» / Т. А. Круглова // Филологический класс. – 2018. – №1 (51). – С. 129-135. DOI 10.26710/fk18-01-20 .

For citation

Kruglova, T. A. Towards the Dream (or Backwards) on Alexey Fedorchenko’s Film «First On The Moon» / T. A. Kruglova // Philological Class. – 2018. – №1 (51). – P. 129-135. DOI 10.26710/fk18-01-20 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in