Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-01-20
Аннотация: Жанр документальной мистификакции (mocumentary) исследуется в статье на примере одной из первых версий жанра в российской истории кино: кинофильме А. Федорченко «Первые на луне» 2005 года. Специфика данной версии рассмотрена сквозь призму разных типов отношения к советскому проекту в начале 2000-х годов. В центре анализа границ и оснований мистификации находится проблема доверия: к самому проекту, к мотивам действий тех, кто его осуществлял, к способам трансляции и репрезентации проектов. Целью данной статьи является поиск ответов на вопрос о том, как связана история советского проекта со способами его репрезентации: документами, кинохроникой, свидетельствами, художественными форматами, пропагандой. Применяется метод сопоставления способов осуществления советской индустриализации (мобилизация), специфики социалистического производства (растратный тип экономики) и способов представления результатов осуществления проектов (фальсификация статистики, показ достижений, снятие противоположности между фактом и художественным образом). Показана роль органов безопасности и режима секретности в решении проблемы доверия информации о прошлом. Ставится вопрос о месте жанра документальной мистификации внутри постмодернистской парадигмы и делается вывод о том, что эстетическая позиция режиссера А. Федорченко фиксирует выход за пределы концептуализма и отказ от иронической формы дистанции по отношению к советскому прошлому.
Ключевые слова: ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ МИСТИФИКАЦИЯ, РОССИЙСКОЕ КИНОИСКУССТВО, КИНОФИЛЬМЫ, РОССИЙСКИЕ КИНОРЕЖИССЕРЫ, СОВЕТСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Для цитирования:

Круглова, Т. А. Вперед или назад к мечте: о кинофильме А. Федорченко «Первые на Луне» / Т. А. Круглова // Филологический класс. – 2018. – №1 (51). – С. 129-135. DOI 10.26710/fk18-01-20 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.