Рубрика: Из методического наследия
Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-01-13
Аннотация: Статья посвящена научно-методическому наследию Р. Ф. Брандесова. Объект анализа - его учебно-методические пособия по проблеме организации художественного восприятия на уроке литературы. Автор рассматривает ключевые идеи, открытия ученого в области методики преподавания литературы (эстодидактика, эмоциональный резонанс на уроке литературы, установка, самостоятельный анализ текста, музыкальная иллюстрация, творчество учителя-словесника) и соотносит их с современными вызовами в сфере литературного образования. Указаны тенденции, которые определяют актуальность обращения к методике Р. Ф. Брандесова. В условиях информационного общества очевидны прагматическая направленность читательского выбора, формализация обучения литературе и, как следствие, деформации в читательской деятельности школьников: отсутствие личностной мотивации чтения, затруднения в смыслопонимании и смыслопорождении. Организация эмоционального резонанса, развитие эмоциональной восприимчивости - это, по Брандесову, условие воспитания квалифицированного читателя. Работы ученого ставят в центр внимания творчество учителя и учеников на уроках литературы. Внимание современной школы к метапредметному содержанию литературного образования актуализирует эстодидактику Р. Ф. Брандесова, в которой он видел метаметодику для дисциплин эстетического цикла. Методика обучения литературе квалифицируется в статье как синтез традиций и инноваций.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРА, ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, ЭСТЕТИКА, ЭМОЦИИ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС, РЕФЛЕКСИЯ, ПИСАТЕЛИ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ, МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Для цитирования:

Терентьева, Н. П. Научно-методические открытия Р. Ф. Брандесова в контексте современности / Н. П. Терентьева // Филологический класс. – 2018. – №1 (51). – С. 84-88. DOI 10.26710/fk18-01-13 .