Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-01-24
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблем изучения активных процессов в синтаксисе в школьном преподавании русского языка. Отмечается, что современный синтаксический строй русского языка подвергается активному воздействию разговорной (устной) речи, обусловливающему появление расчленённых, сегментированных конструкций и наряду с ними – конструкций с языковой компрессией, ослабляющих синтагматические связи в высказывании. Указывается, что, с одной стороны, подобные процессы находятся за пределами литературной нормы, но, вследствие своей распространённости, формируют узуальную норму, с другой стороны, становятся средством экспрессии в тексте. В статье утверждается, что рассматриваемое актуальное направление современной лингвистики реализовано в школьном преподавании русского языка в недостаточной степени. На основе анализа основных учебных комплексов авторы приходят к выводу, что в изучение тех или иных синтаксических тем в курсе средней школы уместным и оправданным будет включение языкового материала из устной разговорной речи, из современной публицистики и художественной литературы, который позволил бы школьникам научиться понимать сущность грамматических ошибок, видеть в тексте синтаксические приёмы выразительности – тем самым совершенствовать подготовку к итоговой аттестации, к участию в олимпиадах и в целом более уверенно ориентироваться в пространстве современного языка. Авторы предлагают использовать в качестве дидактического материала современные тексты, в которых отражены две противоположные тенденции – тенденция к аналитизму и тенденция к упрощению структуры высказывания с целью придания ему особой смысловой ёмкости. В статье представлен языковой материал, позволяющий увидеть данные тенденции в использовании описательных глагольно-именных оборотов, парцеллированных конструкций, с одной стороны, и в употреблении сжатых структур – с другой.
Ключевые слова: Активный синтаксис; русский язык; синтаксис русского языка; методика преподавания русского языка; методика русского языка в школе; школьники; синтаксическая компрессия; синтаксическая редукция.

Для цитирования:

Лагузова, Е. Н. Изучение активных процессов в синтаксисе в школьном курсе русского языка / Е. Н. Лагузова, Е. М. Мельникова // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №1. – С. 281–292. DOI 10.51762/1FK-2021-26-01-24.

For citation

Laguzova, E. N., Melnikova, E. M. (2021). The Study of Active Syntactic Processes in the School Course of Russian. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №1. P. 281–292. DOI 10.51762/1FK-2021-26-01-24.

Об авторе (авторах) :

Лагузова Е. Н.

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (Ярославль, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000‑0001‑6284‑0951

Мельникова Е. М.

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (Ярославль, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000‑0002‑9795‑0971

Список литературы:

Акимова, Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка / Г. Н. Акимова. – М. : Высшая школа, 1990. – 168 с.

Акимова, Г. Н. Развитие конструкций экспрессивного синтаксиса в русском языке / Г. Н. Акимова // Вопросы языкознания. – 1981. – № 6. – С. 109–120.

Богданова-Бегларян, Н. В. Из наблюдений над спонтанной речью: грамматический аспект / Н. В. Богданова-Бегларян // Корпусная лингвистика – 2015 : труды международной конференции. – СПб. : Издательство СПбГУ, 2015. – С. 129–136.

Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке / Н. С. Валгина. – М. : Логос, 2003. – 304 с.

Величко, А. В. Синтаксические фразеологизмы в обиходном общении / А. В. Величко // Русская речь. – 2014. – № 5. – С. 62-67.

Гловинская, М. Я. Активные процессы в грамматике / М. Я. Гловинская // Русский язык конца XX столетия (1985–1995). – М. : Языки русской культуры, 2000. – С. 237–304.

Золотова, Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г. А. Золотова. – М. : Наука, 1988. – 440 с.

Иванова, Н. М. Об одном способе презентации синтаксической структуры и построения высказывания в языке газет / Н. М. Иванова // Русское слово, высказывание, текст: рациональное, эмоциональное, экспрессивное : межвуз. сб. научн. тр., посвящённый 75-летию П.А. Леканта. – М. : МГОУ, 2007. – С. 31–35.

Краткий справочник по современному русскому языку : учеб. пособие / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант ; под ред. П. А. Леканта. – М. : АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2010. – 400 с.

Крысин, Л. П. Об одном типе нарушений синтаксической нормы / Л. П. Крысин // Современный русский язык: Система – норма – узус. – М. : Языки славянских культур, 2010. – С. 200–204.

Крысин, Л. П. Социальная маркированность синтаксических конструкций / Л. П. Крысин // Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. – М. : Языки славянской культуры, 2003. – С. 91–95.

Кузнецова, Г. В. Парцелляция как средство создания экспрессии в произведениях периодической печати / Г. В. Кузнецова // Русское слово, высказывание, текст: рациональное, эмоциональное, экспрессивное : межвуз. сб. научн. тр. – М. : МГОУ, 2007. – С. 412–418.

Лаптева, О. А. Русский разговорный синтаксис / О. А. Лаптева. – М. : УРСС, 2003. – 396 с.

Лекант, П. А. Грамматические категории слова и предложения / П. А. Лекант. – М. : МГОУ, 2007. – 215 c.

Манькова, Л. А. Активные синтаксические процессы в современном газетном дискурсе / Л. А. Манькова // Активные процессы в различных типах дискурсов: политический¸ медийный, рекламный дискурсы и интернет-коммуникация. – М. ; Ярославль : Ремдер, 2009. – С. 252–255.

Меликян, В. Ю. Современный русский язык. Синтаксическая фразеология / В. Ю. Меликян. – М. : Флинта, 2014. – 232 с.

Сковородников, А. П. О классификации парцеллированных предложений в современном русском языке / А. П. Сковородников // Филологические науки. – 1978. – № 2. – С. 58–67.

Сковородников, А. П. О функциях парцелляции в современном русском языке / А. П. Сковородников // Русский язык в школе. – 1980. – № 5. – С. 86–91.

Шведова, Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи / Н. Ю. Шведова ; РАН Институт русского языка. – М. : Азбуковник, 2003. – 378 с.