Вам может быть интересно:
Архив журнала
Нарративные лакуны в романе П. Остера «4321»: к проблеме «нерассказанного» в современном повествовании
- 335
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-1-124-130
Аннотация: Исследование функционирования лакун в повествовании можно рассматривать как одну из актуальных задач современной нарратологии. Об этом свидетельствуют и недавние работы (2023) нарратологов Дж. Принса и В. Шмида: первый дополняет собственную типологию лакун, уже включающую «дизнаррацию» и «альтернаррацию», новыми способами наррации – «недорассказанным» и «сверхрассказанным». Второй предлагает сконцентрироваться на «нерассказанном» – том, что не представлено в повествовании, но имеет отношение к рассказываемой истории. Исследование лакун тем более актуально в применении к современным повествовательным формам: не получившим пока должного внимания исследователей. Среди них – разветвленное повествование, представленное в романе «4321» П. Остера (2017). Особенностью этой формы становится ее ориентация на «сверхнаррацию» (в терминах Дж. Принса): она рассказывает читате- лю не об одной жизни героя, а сразу о четырех. Каждая новая «жизнь» героя в романе – отдельная фабульная линия, всту- пающая (с точки зрения событийности) в противоречие с другими (в одной герой умирает, в другой – еще жив и пр.). При этом на уровне читательского восприятия такая «автономность» каждой из линий не сохраняется: читатель неизбежно соотносит эти линии между собой, и события, в них представленные, неизбежно (в его воображении) накладываются друг на друга. Как в таком типе современного повествования функционируют нарративные лакуны? И какой эффект производят? С увеличением фабульных линий прогрессивно расширяется и зона лакун: так, за умножением «знания» о герое следует и увеличивающееся, ограничивающее его возможности «незнание». Более того: поскольку каждая линия, хоть и является «автономной», по-прежнему рассказывает читателю об одном и том же герое, появление новых событий в каждой следующей линии производит на него эффект заполнения лакун в линии предыдущей. Функционирование лакун на уровне фабулы и на уровне читательского восприятия в такой повествовательной форме разнится: на уровне фабулы лакуны остаются «постоянными» (в терминах В. Шмида), а на уровне читательского восприятия – «временными». Роман П. Остера, являясь примером разветвленного нарратива, метарефлексивно интенсифицирует эту его особенность: не- сколько глав романа заканчиваются указанием нарратора на лакуны, которые в последующих частях, соответствующих этой линии, заполнены не будут. Читательское внимание – благодаря таким «указателям» – концентрируется на этих лакунах, и тем заметнее становится их «временный» характер при соотношении разных фабульных линий.
Ключевые слова: лакуны; нерассказанное; пробелы; разветвленное повествование; дизнаррация; гэппинг; сверхнаррация
Для цитирования:
Шулятьева, Д. В. Нарративные лакуны в романе П. Остера «4321»: к проблеме «нерассказанного» в современном повествовании / Д. В. Шулятьева // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №1. – С. 124–130. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-124-130.
For citation
Shulyatyeva, D. V. (2024). Narrative Gapping in P. Auster’s Novel “4321”: Towards the Problem of “Nonnarrated” in Contemporary Narratives. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №1. P. 124–130. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-124-130.
Об авторе (авторах) :
Шулятьева Д. В.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
(Москва, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7498-7395
SPIN-код: 1392-8196
Сроки публикации:
Дата поступления: 08.02.2024; дата публикации: 31.03.2024Список литературы:
Женетт, Ж. Фигуры. Работы по поэтике : в 2 т. / Ж. Женетт. – М. : Издательство Сабашниковых, 1998. Изер, В. Процесс чтения: феноменологический подход / В. Изер // Современная литературная теория. Атология / сост. И. В. Кабанова. – М., 2004.
Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. – М. : Языки славянской культуры, 2003.
Brütsch, M. When the Past Lies Ahead and the Future Lags Behind: Backward Narration in Film, Television and Literature / M. Brütsch // Eckel J. (Dis)Orienting Media and Narrative Mazes. – Bielefeld : Transcript Cultural and Media Studies, 2012. – P. 293–312.
Cameron, A. Modular Narratives in Contemporary Cinema / A. Cameron. – London : Palgrave Macmillan, 2008. Dannenberg, H. P. Gerald Prince and the Fascination of What Doesn’t Happen / H. P. Dannenberg // Narrative. – 2014. – No. 22(3). – P. 304–311.
Dillon, S. Chaotic Narrative: Complexity, Causality, Time, and Autopoiesis in David Mitchell’s Ghostwritten / S. Dillon // Critique: Studies in Contemporary Fiction. – 2011 – Vol. 52:2. – P. 135–162.
Eckel, J. (Dis)Orienting Media and Narrative Mazes / J. Eckel, B. Leiendecker, D. Olek, C. Piepiorka. – Bielefeld : Transcript Verlag, 2012.
Frank, W. «Alternarré», «dénarré», «disnarré»: réflexions à partir d’exemples contemporains / W. Frank. – Text : electronic // Cahiers de Narratologie. – 2020. – URL: http://journals.openedition.org/narratologie/10641 (mode of access: 28.01.2024).
Gerrig, R. Readers’ Experiences of Narrative Gaps / R. Gerrig // Storyworlds: A Journal of Narrative Studies. – 2010 – Vol. 2 – P. 19–37.
Herman, D. Routledge Encyclopedia of Narrative Theory / D. Herman, M. Jahn, M.-L. Ryan. – Routledge, 2005.
Mcfarlane, A. Hypertext Fiction and Network Narratives / A. Mcfarlane // The Encyclopedia of Contemporary American Fiction 1980–2020 / ed. by P. O’Donnell, S. J. Burn, L. Larkin. – Blackwell Publishing, 2022.
Prince, G. The Disnarrated / G. Prince // Style. – 1988 – Vol. 22, no. 1. – P. 1–8.
Prince, G. Narrative as Theme. Studies in French Fiction / G. Prince. – Lincoln : University of Nebraska Press, 1992.
Prince, G. The Undernarrated and the Overnarrated / G. Prince // Style. – 2023 – Vol. 57(2). – P. 131–140. Richardson, B. Denarration in Fiction: Erasing the Story in Beckett and Others / B. Richardson // Narrative. – 2001 – Vol. 9, no. 2. – P. 168–175.
Richardson, B. A Poetics of Plot for the Twenty-first Century: Theorizing Unruly Narratives / B. Richardson. – Ohio State University Press, 2019.
Richardson, B. Toward a Poetics of Multiversion Narratives / B. Richardson. – Text : electronic // Fabula. Narra- tive Versions and Virtualities. Impossible Fictions. – 2023 – URL: https://www.fabula.org/colloques/ document11181.php (mode of access: 28.01.2024).
Schmid, W. The Nonnarrated / W. Schmid. – Berlin ; Boston : De Gruyter, 2023.
Sternberg, M. The Poetics of Biblical Narrative: Ideological Literature and the Drama of Reading / M. Stern- berg. – Bloomington : Indiana University Press, 1985.
Warhol, R. R. Neonarrative; or, How to Render the Unnarratable in Realist Fiction and Contemporary Film / R. R. Warhol // A Companion to Narrative Theory / ed. by J. Phelan, P. J. Rabinowitz. – Blackwell Publishing, 2005. Willemsen, S. Keeping Track of Time: The Role of Spatial and Embodied Cognition in the Comprehension of Nonlinear Storyworlds / S. Willemsen, M. Kiss // Style. – 2020. – Vol. 54(2). – P. 172–198.