Вам может быть интересно:
Архив журнала
Универсальные характеристики и уникальные особенности челябинских «цветочных» эргонимов
- 382
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-1-97-103
Аннотация: В статье продолжены исследования универсальных характеристик и локальных особенностей челябинских эргонимов. Гипотеза работы заключается в том, что «цветочные» эргонимы в ономастиконе столицы Южного Урала включают общероссийские, представляющие названия организаций, как правило, работающих по франчайзингу (MegaFlowers, ЦвеТочка и др.), и уникальные (Flowershop74.ru, Кусты, Цветочки-Коробочки и др.), которые отражают особенно- сти языкового образа города. В работе при помощи приема сплошной выборки с городских сайтов систематизированы и проанализированы официальные названия 1 137 магазинов цветов, расположенных в Челябинске, с позиций лингвокультурологии и социолингвистики. К универсальным характеристикам названий цветочных магазинов отнесены встречающиеся повсюду гиперболизованные наименования (Планета цветов), использование конкретных флоронимов (Василек), обобщающих названий (Цветы), антропонимов (Александра). Локально-специфическим наименованиям свойственны гибридные названия (Цветочный blues), частично ассимилированные (La’Букет), неассимилированные (Floxy flower) заимствования, транслитерированные эргонимы (Olin Buket), англизированные названия с антропонимами (Luboff Flowers), бленды (ЦвеТочка), мотивированные эргонимы с локальными топонимами (Цветы Урала) и годонимами (Цветы на Цветочной 7) и немотивированные эргонимы (Вишня). «Цветочные» эргонимы характеризуются оправданным (Цветочница Анюта) и не всегда обоснованным употреблением прецедентных феноменов (Офелия, Pandora), наличием креативных грубовато-просторечных (Во Букет!) и литературных (Дамское счастье) названий. В челябинском лингвистическом ландшафте эрго- нимы идентифицируют пространственные характеристики (Цветочный дворик), профессиональную (Благородная цветочница), гендерную (Для дам), тематическую (Цветы в дом) направленности коммерческой деятельности. Большинство (80%) эргонимов являются полностью или частично мотивированными, 30% составляют заимствованные и гибридные названия. Словосложение, блендинг и заимствования относятся к основным способам пополнения «цветочных» эргонимов челябинского урболекта.
Ключевые слова: урбаноним; эргоним; флороним; городской ономастикон; Челябинск
Для цитирования:
Питина, С. А. Универсальные характеристики и уникальные особенности челябинских «цветочных» эргонимов / С. А. Питина, Е. В. Харченко // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №1. – С. 97–103. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-97-103.
For citation
Pitina, S. A., Kharchenko, E. V. (2024). Universal and Unique Characteristics of Chelyabinsk “Floral” Ergonyms. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №1. P. 97–103. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-97-103.
Об авторе (авторах) :
Питина С.А.
Челябинский государственный университет (Челябинск, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4983-6872
SPIN-код: 9802-1740
Харченко Е.В.
Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет) (Челябинск, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0071-595x
SPIN-код: 6738-6378
Б л а г о д а р н о с т и : исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта No 22-18-2002.
Сроки публикации:
Дата поступления: 03.05.2023; дата публикации: 31.03.2024Список литературы:
Бородина, М. А. Диалекты или региональные языки? / М. А. Бородина // Вопросы языкознания. – 1982. –
№ 5. – С. 29–38.
Голикова, Т. А. Официальные vs неофициальны годонимы Москвы: модели трансонимизации / Т. А. Го- ликова // Научный диалог. – 2014. – № 9(33). – С. 24–36.
Голомидова, М. В. Имятворчество в эргонимии: традиции vs. актуальные тренды / М. В. Голомидова // Лингвистика креатива – 2 / под ред. T. A. Гридиной. – Екатеринбург : Уральский федеральный университет, 2012. – С. 63–72.
Голомидова, М. В. Городские топонимы в аспекте трансляции региональной идентичности: кейс города Уфы / М. В. Голомидова // Вопросы ономастики. – 2022. – Т. 19, № 1. – С. 160–179. – DOI: https://doi.org/ 10.15826/vopr_onom.2022.19.1.008.
Ерофеева, Т. И. Социолингвистический глоссарий пермских локализмов: 60–90 е годы XX века : словарь / Т. И. Ерофеева. – Пермь : Пермский национально-исследовательский университет, 2020. – 239 с.
Ерофеева, Т. И. Лексическое просторечие в речи носителей литературного языка Пермского региона / Т. И. Ерофеева, С. В. Шустова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкозна- ние. – 2020. – Т. 19, № 4. – С. 42–51. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.4.4.
Иссерс, О. С. Лингвокогнитивные основания креативных решений в нейминге / О. С. Иссерс // Когни- тивные исследования языка. – 2017. – Вып. XXX. – С. 821–824.
Загрязкина, Т. Ю. Французская диалектология / Т. Ю. Загрязкина. – М. : МАЛП, 1995. – 192 с.
Зварыкина, И. С. К вопросу о соотношении диалектного и регионального в русском языке (на примере лексики Астраханского края) / И. С. Зварыкина // Гуманитарные исследования. – 2013. – № 2(46). – С. 30–36.
Кадоло, Т. А. Региональная лексика как проявление поликультуральности / Т. А. Кадоло // Язык и культу- ра. – 2011. – № 2(14). – С. 22–28.
Клименко, Е. Н. Словарь неофициальных терминов названий городских реалий Екатеринбурга как но- вый тип словаря / Е. Н. Клименко, Т. В. Попова // Вестник Белгородского государственного университета. – 2012. – № 12(9131). – С. 12–17.
Кривощапова, Ю. А. «Каменные» улицы Екатеринбурга / Ю. А. Кривощапова, С. О. Горяев // Вопросы ономастики. – 2022. – Т. 19, № 2. – С. 197–207. – DOI: https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2022.19.2.023.
Крюкова, И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности : монография / И. В. Крюкова. – Вол- гоград : Перемена, 2004. – 288 с.
Питина, С. А. Особенности креативных региональных урбанонимов / С. А. Питина // Доклады Башкир- ского университета. – 2022. – Вып. 5. – С. 279–283. – DOI: https://doi.org/10.33184/dokbsu-2022.5.5.
Попов, Р. В. Городские локализмы в региональной речи Северодвинска / Р. В. Попов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – № 4. – С. 173–177. – DOI: https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.4.35. Резвухина, Ю. А. Регионализм: к определению понятия / Ю. А. Резвухина // Интерэкспо Гео-Сибирь. –
2015. – Т. 6, № 2. – С. 84–90.
Соколова, О. М. Коммеморативные практики в культурном пространстве современного белорусского го- рода / О. М. Соколова // Культура в евразийском пространстве: Традиции и инновации. – 2019. – Т. 1, № 3. – С. 97–108. – DOI: https://doi.org/10.32340/2514-772X-2019-1-97-108.
Теркулов, В. И. К определению понятия регионализм / В. И. Теркулов // Крымские международные Ми- хайловские литературно-ономастические чтения. Симферополь, 18 сентября 2019 г. – Симферополь, 2019. – С. 45–50.
Харченко, Е. В. Лингвистическое пространство города: межкультурный аспект / Е. В. Харченко, Шу Мань // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. – 2019. – № 10(432). – С. 177–183. – DOI: https://doi.org/10.24411/1994-2796-2019-11025.
Azaryahu, M. The Power of Commemorative Street Names / M. Azaryahu // Environment and Planning D-society & Space. – 1996. – Vol. 14, issue 3. – P. 311–330.
David, Ja. Commemorative Place Names. Their Specificity and Problems / Ja. David // Names. – 2011. – Vol. 59. – P. 214–228.
The Oxford Dictionary of English Etymology / ed. by C. T. Onions. – New York : Oxford University Press, 1992. – 1025 p.