Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-2-27-37
Аннотация: Статья посвящена источниковедческому, текстологическому, литературоведческому и социально-педагогическому аспектам переписки М. Горького с детьми. Предмет исследования – письма М. Горького и педагогов орехово-зуевской школы № 3, написанные в 1928 г., представленные в контексте детской эпистолярной коллекции Архива А. М. Горького ИМЛИ РАН. В рамках исследования выявлены роль творческого сочинения в системе преподавания литературы в ранней советской школе и значение диалога учащихся с писателем, чьи произведения изучались на уроках. Возможность прямого диалога читателей с М. Горьким выступала мощным воспитательным и образовательным компонентом на пути к всестороннему развитию советского школьника. Источниковедческий и текстологический анализ детских сочинений с сопроводительным письмом педагога и ответных писем М. Горького (одно из которых публикуется впервые) позволил восстановить историю создания эпистолярных и ученических текстов, их взаимодействия, приблизиться к пониманию авторского видения героев рассказа «Челкаш», замысла ненаписанной социально-педагогической статьи Горького о «социальном романтизме» и философии педагогики, а также определить источниковедческий потенциал детских сочинений и роль их функционирования в культуре. В статье школьное сочинение-продолжение рассматривается с точки зрения информационной и педагогической ценности, целесообразности применения выбранной методики в практике преподавания литературы в школе. Индивидуальная интерпретация школьных сочинений, представленных писателю, позволила заглянуть в индивидуально-психологический мир пишущих. При общем анализе всех присланных сочинений удалось выявить типичное и «детское» коллективное, названное Горьким «социальным романтизмом». Тактичная оценка школьного литературного задания Горьким продемонстрировала его заинтересованность в вопросах педагогики, а также внимательное и положительное отношение к методам работы новой советской школы. Сочинения-продолжения известных текстов были восприняты писателем в качестве удачного эксперимента по обмену опытом. Результаты, представленные в статье, можно использовать для комментирования писем М. Горького, адресованных юным корреспондентам, а также для исследований в области методики преподавания литературы в школе и вузе, истории литературы и педагогики, текстологии и источниковедения.
Ключевые слова: М. Горький; «Челкаш»; письма детей; текстология; эпистолярий; методика преподавания; детское сочинение; детское творчество

Для цитирования:

Кудрина, Е. В. Школьные сочинения-продолжения в восприятии М. Горького / Е. В. Кудрина. – Текст : непосредственный // Филологический класс. – 2025. – Том 30 • № 2. – С. 27-37. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-2-27-37.

For citation

Kudrina, E. V. (2025). School Continuation Essays in the Perception of M. Gorky. In Philological Class. 2025. Том 30 • № 2. P. 27-37. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-2-27-37.

Об авторе (авторах) :

Кудрина Е. В.

Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук

(Москва, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2830-2671

SPIN-код: 3309-1027

Сроки публикации:

Дата поступления: 14.02.2025; дата публикации: 30.06.2025

Список литературы:

Источники

АГ – Архив А. М. Горького (Москва, ИМЛИ им. А. М. Горького РАН).

Литература

Антонова, Г. Г. Проблема свободы в рассказе М. Горького «Челкаш». 7 класс / Г. Г. Антонова // Литература в школе. – 2008. – № 7. – С. 31–33.

Балашов, Е. М. Школа в российском обществе, 1917–1927 гг. / Е. М. Балашов. – СПб. : Санкт-Петербургский институт истории РАН, 2003. – 236 с.

Веселова, Л. А. Специфика культурологического комментария на школьном уроке (Рассказ М. Горького «Челкаш») / Л. А. Веселова // Горьковские чтения, 2004 год: Творчество Максима Горького в социокультурном контексте эпохи : материалы международной конференции. – Нижний Новгород : ИНГУ, 2006. – С. 498–503.

Волоскова, С. В часы досуга: Детский рукописный иллюстрированный журнал начала XХ века из фондов Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена / С. Волоскова // Детские чтения. – 2023. – № 23 (1). – С. 387–414. – DOI: 10.31860/2304-5817-2023-23-1-387-414.

Головин, В. В. Девичий альбом 20–30-х годов XX века / В. В. Головин // Новое литературное обозрение. – 1997. – № 26. – C. 400–417.

Горький, М. Полное собрание сочинений. Письма : в 24 т. Т. 12. Январь 1916 – май 1919 / М. Горький. – М. : Наука, 2006. – 726 с.

Горький, М. Полное собрание сочинений. Письма : в 24 т. Т. 15. Июнь 1924 – февраль 1926 / М. Горький. – М. : Наука, 2012. – 967 с.

Горький, М. Полное собрание сочинений. Письма : в 24 т. Т. 16. Март 1926 – июль 1927 / М. Горький. – М. : Наука, 2013. – 982 с.

Горький, М. Полное собрание сочинений. Письма : в 24 т. Т. 17. Август 1927 – май 1928 / М. Горький. – М. : Наука, 2014. – 870 с.

Елисеева, Т. А. «Маленькая драма» «между двумя людьми»: анализ рассказа М. Горького «Челкаш». XI класс / Т. А. Елисеева // Литература в школе. – 2013. – № 7. – С. 21–24.

Кудрина, Е. В. Коллекция детских писем 1899–1936 гг. в архиве А. М. Горького Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук / Е. В. Кудрина // Вестник архивиста. – 2022. – № 4. – С. 1198–1211. – DOI: 10.28995/2073-0101-2022-4-1198-1211.

Кудрина, Е. В. Участие М. Горького в детских литературных проектах / Е. В. Кудрина // Детские чтения. – 2023. – № 1 (23). – С. 101–136. – DOI: 10.31860/2304-5817-2023-23-1-101-136.

Лемешев, К. Сочинения лицеистов на страницах альманаха «Отдых» / К. Лемешев // Детские чтения. – 2023. – № 23 (1). – С. 332–360. – DOI: 10.31860/2304-5817-2023-23-1-332-360.

Миронычева, В. Ф. К проблеме формирования учебно-познавательной компетентности старшеклассников при изучении монографической темы «Рассказ М. Горького “Челкаш”» в 8-м классе / В. Ф Миронычева, И. В. Кузина // Горьковские чтения – 2008 год: Максим Горький: взгляд из XXI века : материалы междунар. конф. – Нижний Новгород : ИНГУ, 2010. – С. 393–399.

Никольский, В. А. Горький и методика школьного сочинения / В. А. Никольский // Сочинения в средней школе. – М. : Государственное учебно-методическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950. – С. 14–19.

Никольский, В. А. Сочинение в школе / В. А. Никольский // Педагогическая энциклопедия : в 4 т. Т. 4. Си–Я. – М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1968. – С. 47–50.

Никонова, О. Детские тексты на страницах журналов для среднего и старшего возраста в России конца XIX – начала XX веков / О. Никонова, Е. Кравченко // Детские чтения. – 2023. – № 23 (1). – С. 77–100. – DOI: 10.31860/2304-5817-2023-1-23-77-100.

Романичева, Е. «За немотой идет глухота» к тексту и… преодолевается в школьных творческих сочинениях (по страницам статьи М. А. Рыбниковой «От маленького писателя – к большому читателю») / Е. Романичева // Детские чтения. – 2023. – № 23 (1). – С. 193–213. – DOI: 10.31860/2304-5817-2023-1-23-193-213.

Сальникова, А. А. Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования / А. А. Сальникова. – Казань : Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2007. – 256 с.

Турченко, О. А. М. Горький – детям / О. А. Турченко. – М. : Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1955. – 128 с.

Ядровская, Е. Р. От истории школьных письменных работ по литературе – к проблеме «возвращенного» сочинения / Е. Р. Ядровская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 11-1 (65). – С. 208–214.