Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-03-09
Аннотация: В данной статье рассматривается актуальная проблема формирования социолекта неформальной интернет-коммуникации. Материалом исследования послужили сообщения пользователей (непрофессионалов) с разных интернет-форумов. Важным для исследования является положение о том, что форум как жанр интернет-дискурса представляет собой виртуальный клуб для общения по интересам. Придерживаясь данного положения, мы отмечаем, что социолект как коммуникативный код формируется на тематических форумах с относительно устойчивым составом участников. В данной проблематике изучения форумного социолекта центральными становятся вопросы о выборе средств языка и стиле общения пользователей. В результате изучения материала исследования выяснилось, что особенности форумного социолекта определяются в основном тремя взаимосвязанными факторами: способом взаимодействия (интернет-коммуникация), темой общения и прагматическими установками коммуникантов. В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что Интернет как способ общения обусловливает появление в социолекте компьютерных терминов и компьютерного сленга, в том числе сленга, отражающего специфику интернет-коммуникации. Тематика форума находит отражение в социолекте через активное употребление терминов и профессиональных жаргонизмов, от которых в свою очередь в форумном социолекте образуются новые слова и выражения. Форумный социолект формируется в результате взаимодействия языковых и речевых средств, характерных для интернет-коммуникации; профессиональной лексики и новых языковых и речевых средств, создаваемых коммуникантами в процессе общения. Отбор и организация языковых и речевых средств форумного социолекта определяются такими прагматическими установками, как стремление к относительной закрытости, равенство коммуникантов и непринужденный характер общения. Активизация различных форм неформальной интернет-коммуникации позволяет расширить сферу употребления форумного социолекта.
Ключевые слова: ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ; СОЦИОЛЕКТ; КОММУНИКАТИВНЫЙ КОД; ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ; ОККАЗИОНАЛИЗМЫ; ПРАГМАТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ; ИНТЕРНЕТ; ФОРУМЫ

Для цитирования:

Воронцова, Т. А. Формирование социолекта в интернет-коммуникации / Т. А. Воронцова, Л. С. Патрушева // Филологический класс. – 2018. – №3 (53). – С. 60-66. DOI 10.26710/fk18-03-09 .